Телефон: 8(49352)2-17-59; Факс: 8(49352)2-17-59; E-mail: oogk@mail.ru

 

 

 

 

главнаяобщеобразовательные учрежденияструктурные подразделенияодаренные детисотрудникидокументы

 

ДОКЛАД

на тему « Актуальные задачи комплексного развития системы образования Комсомольского муниципального района

в 2007 – 2008 году».

Уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит обсудить актуальные задачи комплексного развития муниципальной системы образования на новый учебный год, прежде всего с позиции основных направлений комплексного проекта модернизации образования. Ивановская область вошла в число победителей конкурса проектов 2006 года, который проводится в рамках ПНП «Образование». Администрация района заключила соглашение с Департаментом образования о взаимодействии по внедрению комплексного проекта модернизации образования.

Модернизация образования – это процесс в первую очередь педагогический. Оценивать его достоинства и недостатки нужно с точки зрения управления педагогическим образованием. Любое наше действие должно оцениваться и анализироваться прежде в связи с тем приносит ли оно пользу детям, семье. Система приоритетов в управлении образованием должна основываться на важнейших ценностях семьи и запросах общества. Это во–первых, квалифицированный учитель – дипломированный специалист высокой категории регулярно повышающий свою квалификацию. Во – вторых, оптимально высокое техническое обеспечение учебного процесса: высокотехнологические средства обучения, позволяющие сделать труд учителя и ученика более эффективным, повысить коэффициент полезного действия урока. В – третьих, необходимое требование любой семьи – создание условий пребывания по отношению к ученику в школе. Наконец залог успешного развития ребенка – полноценная среда общения со сверстниками. Эти условия могут служить системой аксиом, на которой надо строить все наши действия в пользу детей. Созданию именно таких условий признан служить комплексный проект модернизации образования на период до 2009 года, который, как и все направления ПНПО конечной своей целью имеет повышение качества образования.

Ключевой фигурой в школе является учитель.

В связи с низким уровнем заработной платы число молодых учителей в школах области, района неуклонно сокращается. Растет доля учителей пенсионного возраста. Анализ ситуации позволил сделать вывод, что необходимы кардинальные изменения в системе оплаты и стимулирования труда общеобразовательных учреждений области, которые будут направлены на повышение качества, оказываемые населению образовательные услуги и рост заработной платы в первую очередь учителей и сотрудников школ. Оплачены будут все виды деятельности педагога. Зарплата руководителя будет зависеть от средней зарплаты учителя. В 2008 году 6 школ области станут участниками эксперимента по переходу на новую систему оплаты труда. В 2009 году предполагается участие в проекте всех муниципальных образований области.

В связи с введением новой системы оплаты труда в 2008 году планируется изменение системы аттестации педагогических и управленческих кадров, в основу которой будут положены критерии конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО.

Новая система оплаты труда будет связана с новой системой финансирования ОУ, в основу которой положен принцип нормативного подушевого финансирования, расчитанное по формуле: финансирование ОУ в зависимости от численности учащихся. Переход ОУ на подушевое финансирование начался в Ивановской области с 2006 года с принятием методики распределения субвенции бюджетами муниципальных районов и городских округов на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников ОУ на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. Анализ использования субвенции показал, что нормативное финансирование было применено только на региональном уровне. При распределении средств по ОУ нормативы финансирования на одного обучающегося не учитывались, и денежные средства распределялись на основе затратного принципа. При реализации данного направления проекта модернизации возникают следующие проблемы: большое количество малокомплектных сельских школ с низкой наполняемостью, которые требуют финансирования по фактическим затратам. Непропорциональное снижение численности персонала школ по сравнению со снижением численности обучающихся. Все вышеобозначенные проблемы в полной мере относятся к системе образования Комсомольского района

Сегодня уже утверждено положение о сельской малокомплектной школе с наполняемостью до 25 человек в начальной школе, до 60 - в основной и 75 – в средней. Большая часть школ района: Октябрьская СШ, Марковская СШ, Седельницкая СШ, Светиковская СШ, Никольская и Иваньковская основные школы определены в категорию малокомплектных. Важно заметить, что указанные школы будут, по- прежнему, финансироваться по затратному принципу. В целом же район вступает в эксперимент по переходу на нормативное финансирование с 2008 года.

Развитие региональной системы оценки качества образования является важным направлением реализации проекта модернизации.

 

Общая справка.

Сегодня в системе общего образования в районе действует 10 школ, из них 8 средних и две основных. Три школы реализуют программу дошкольного образования. Иваньковская школа с 1 сентября текущего года будет иметь многопрофильное Даниловское структурное подразделение, в котором функционирует дошкольная группа и пришкольный интернат для детей из неблагополучных и социально- незащищенных семей. Под крышей Никольской ОШ кроме дошкольной группы разместилась библиотека и сельский клуб. Кроме дневных школ в районе работает вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. Численность учащихся на конец прошедшего учебного года по району составила 1725 человек, в том числе 111 учащиеся вечерней школы. Число выпускников 265 человек, в том числе 183 девятиклассника и 82 одиннадцатиклассника. В школах работает 182 педагога, 90,7 % имеют высшее образование.

Ивановская область с 2005 года участвует в эксперименте по проведению итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ, которая относится к независимой оценке качества образования.

Следует подвести некоторые итоги работы школ в подготовке учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ. За прошедшие три года наблюдается положительная динамика результатов ЕГЭ в целом по району. Средний балл в текущем году составляет 3,5. Качество знаний выросло с 33% до 52%. Стабильную динамику по результатам ЕГЭ показывают Светиковская СШ и Подозерская СШ. Лучшие результаты по ЕГЭ в этом году имеют средние школы №2 и Светиковская СШ.

В этом учебном году выпускники средних школ сдавали в форме ЕГЭ 8 предметов. 19 из них сдавали ЕГЭ по трем и более предметам. Преобладающей оценкой за ЕГЭ является «4». Лучшие результаты показали учащиеся по русскому языку, физике и обществознанию. По остальным предметам показатель ниже среднего районного. В 2007 году 23% от общего количества выпускников сдали 3 и более экзамена в форме ЕГЭ, что выше в 2,3 раза областного показателя.

Медалями были отмечены 6 выпускников, трое из них золотыми. Все они поступили в высшие учебные заведения.

Прослеживается положительная динамика результатов итоговой аттестации учащихся 9 класса. Качество знаний за последние три года выросло и составляет 62%.Средний балл выпускника 3,9. Аналогичные положительные результаты имеют средние школы №1, Писцовская, Октябрьская, Светиковская.

В рамках областного эксперимента по внедрению независимой экспертизы 26 учащихся 9 классов (№1, №2, Светиковская СШ ) сдавали экзамены в новой форме. Качество знаний составило всего 42%, что значительно ниже результатов экзаменов в традиционной форме.

Личностное образование зависит, в том числе, и от уровня внеклассной, кружковой работы.

В 2007 году в областных олимпиадах приняли участие 28 учащихся, среди которых 2 призера. Средняя школа № 2 продолжает оставаться лидером по количеству призовых мест в районе, на втором месте СШ№1. Следует отметить выступление на районных олимпиадах учащихся Иваньковской ОШ, которые опередили все школы по качеству выступления. И впервые стали участниками областных олимпиад.

Вместе с тем, наметилась негативная тенденция снижения качества знаний учащихся в целом на всех ступенях обучения, но наиболее явственна она на старшей ступени обучения. Проблема повторного обучения остается на повестке дня: по итогам прошлого учебного года в районе 8 второгодников ( из них 4 человека - учащиеся Комсомольской средней школы №2 воспитанники Детского дома). Так же второгодники есть в Подозерской средней школе, Марковской средней школе, Даниловской основной школе. Педагогическим коллективам данных школ надо принять меры, чтобы эти учащиеся были охвачены обучением в новом учебном году. Посадить за парты всех учащихся - должно стать главной задачей педколлективов на начало учебного года.

Все вышеперечисленные критерии результатов работы школы входящие в районную систему мониторинга являются составной частью системы статистики мониторинга и оценки качества образования комплексного проекта модернизации. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что проблема повышения качества образования остается для нас актуальной, требует дальнейшего осмысления, поиска путей решения, обобщения и систематизации накопленного опыта. В конечном счете от результатов работы школы будет зависеть дальнейшая ее судьба.

В прошедшем учебном году отдел образования через работу РМК продолжил оказание поддержки ОУ по созданию благоприятных условий для их функционирования и развития через решение ряда задач. Сегодня очевидно, что ПНПО способствует проведению многих позитивных изменений в образовательной сфере, в том числе активизацию инновационной деятельности. Основным направлением инновационной деятельности в течение последних двух лет стал поиск путей формирования механизма конкретизации роли каждого ОУ в муниципальной системе образования. В этой связи большое внимание уделялось работе с руководителями школ. Анализ методических тем и задач показал, что все школы района уделяют внимание в своей работе проблеме качества образования и активизации инновационных процессов. Тематика проведенных в течение учебного года семинаров отражала главное направление в работе – совершенствование педагогической подготовки учителя и повышение качества образования в соответствии с требованиями современности. С целью повышения профессиональной активности педагогов был изменен подход к выстраиванию взаимоотношений между ОУ и РМК на основе маркетинговых отношений. Результатом этой работы стали 17 семинаров на базе 10 ОУ района, в которых приняли участие более 100 педагогов. Одним из направлений инновационной деятельности является расширение сети экспериментальных площадок. На сегодняшний день в районе создано и функционирует 4 муниципальные экспериментальные площадки: в школах города, Седельницкой и Никольской школах.

Программа экспериментальной работы Седельницкой СШ по теме «Предпрофильная подготовка и профильное обучение в условиях сельской школы» стало одним из условий успеха ОУ в конкурсе инновационных школ в 2007 году. Реальные возможности участия в конкурсе инновационных школ имеют Октябрьская, Подозерская, Светиковская средние школы. Экспериментальная работа в районе требует дальнейшего совершенствования.

Уровень требований к профессионализму и компетентности учителя со стороны государства и общества значительно возрос. Достаточно сказать о тех серьезных критериях, которым должен соответствовать учитель, принимающий участие в конкурсе ПНПО. Особенно это касается методологической, технологической, коммуникативной компетенции педагога, а также его мобильности. Однако персональный состав педагогического корпуса в районе, как и в целом по стране, меняется незначительно. И основной тенденций его характеристик, наряду с ростом профессионализма является старение. Данные факты несомненно отражаются на профессиональной активности педколлективов. Так за последние три года в районном конкурсе «Педагог года» не приняли участие школы Марковская, Писцовская, Иваньковская, а в конкурсе «Самый классный, классный» Иваньковская и Никольская школы. Однако, нельзя не отметить, что в «Панораме методических идей» приняли участие все школы района. Выросло число участников конкурса электронных приложений к уроку, но участие в областном этапе данного конкурса выявило необходимость повышения обучающего потенциала ИКТ, используемых нашими учителями. Более активное участие приняли педагоги в региональном конкурсе лучших учителей: 4 против 2-х в прошлом году и двое из них стали победителями: Смирнова О.С., учитель биологии Седельницкой СШ и Огурцова Г.Н. – учитель истории Комсомольской СШ№2. Зарайская Г.В. учитель немецкого языка Октябрьской СШ стала победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Педагог года 2007». Курсовая переподготовка педагогов, результаты категорийной аттестации являются важным показателем условий обучения и ресурсного обеспечения учебно- воспитательного процесса в ОУ. Положительная динамика доли педагогов, прошедших курсы последние три года, обеспечивается за счет проведения выездных курсов для самых многочисленных категорий педагогов, в том числе учителей начальных классов, русского языка и литературы, математики, воспитателей ДОУ. Ликвидирована проблема выплаты командировочных расходов. Однако задолжники по курсовой подготовке в ряде школ имеются, на что руководителям нужно обратить пристальное внимание. Новым направлением в переподготовке кадров станут курсы для педагогов, работающих с новым учебным оборудованием. За период с 2005 по 2007 год доля педагогов с высшей первой категорией выросла и составляет в текущем учебном году 62,2%, причем за последний год более в чем в два раза возросла доля руководителей и учителей с высшей квалификационной категорией, что является резервом для обобщения и распространения опыта их работы, для повышения квалификации других педагогических работников и в целом решения проблемы повышения качества образовательных услуг. Несомненно, что в каждом педагогическом коллективе есть учителя с высоким потенциалом профессиональных возможностей и творческой активностью. Задача администрации школ и РМК продолжить создание благоприятных условий для их проявления и развития.

С введением ФЗ «Об обязательном среднем образовании» возрастает роль ранней профилизации учащихся. В восьми из 10 школ района осуществлен переход на предпрофильную подготовку. В этом учебном году вслед за Седельницкой СШ еще 5 средних школ будут решать задачи организации профильного обучения в 10-х классах.

Особая роль отводится классным руководителям в плане проведения диагностики личности школьника, мониторинга их развития, индивидуальной работе со школьниками, направленной на позитивный результат. В районе 118 классных руководителей, получают ежемесячное вознаграждение от 1000 до 214 рублей в зависимости от наполняемости класса. На 01.08.2007 года выплачено денежное вознаграждение в сумме 744 314 тыс. руб.

В организации воспитательной работы в школах важная роль отводится профилактике правонарушений, воспитанию уважительного отношения к старшему поколению. Возрастает роль духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения через изучение историко- культурного наследия Ивановской области. По заказу правительства Ивановской области был разработан и издан дневник первоклассника «Люби и знай родной край», который будет вручен 1 сентября каждому из них; издан первый учебник для общеобразовательных школ по краеведению «Наш край в истории Отечества» для 9 класса. В новом учебном году в начальных классах будет введен курс «Основы религиозной культуры». Район примет участие в мероприятиях программы «Большое чтение» по развитию читательской активности и популяризации чтения среди населения Ивановской области. Педагогические коллективы должны принять активное участие в таких конкурсах как «Сокровища земли Ивановской», «Я гражданин России», ежегодных краеведческих чтениях.

В районе удалось не только сохранить материальную основу системы дополнительного образования, но и заметно нарастить интеллектуально-творческий и программно-методический потенциал, способный успешно решать во взаимосвязи и взаимозависимости задачи воспитания и обучения детей. В 145 объединениях разной направленности занимаются более 1,5 тыс. детей, охват кружковой работы составляет практически 100%. В районе активно ведется работа по развитию социального лидерства среди детей и подростков.

Остается проблемой кадровое обеспечение учреждений дополнительного образования, организация кружков технической направленности. Должно быть усилено внимание к вовлечению детей «группы риска» в детские объединения и секции. В связи с предстоящей аттестацией учреждений дополнительного образования необходимо предусмотреть и увеличить их финансирование в 2008 году.

Задачи воспитания подрастающего поколения решаются во взаимосвязи с социальными партнерами: комитетом по делам молодежи и спорта, отделом культуры, внутренних дел, Центром занятости населения, Центральной районной больницей, священнослужителями. Хочу выразить Вам, уважаемые коллеги, огромную благодарность за сотрудничество и взаимопонимание.

Муниципальная система дошкольного образования на 1 сентября текущего года представлена семью Детскими садами и тремя группами, реализующими программу дошкольного образования на базе вышеуказанных школ. На базе Светиковской СШ планируется открытие группы с кратковременным пребыванием детей.

Количество детей, посещающих ДОУ составляет 605 человек. Осуществляется подвоз 21 ребенка. Радует тот момент, что практически все сады укомплектованы детьми ясельного возраста. Сохранились льготы за содержание детей в ДУ в размере 50% для родителей, имеющих трех и более детей. Дети – сироты и дети – инвалиды посещают ДУ бесплатно. На их содержание направляются средства из областного бюджета. С 01.01.2007 года родителям выплачивается компенсация части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях , реализующих основную образовательную программу дошкольного образования.

Приоритетным направлением в ДУ остаются работы по выполнению задач районной программы «Преемственность ДОУ и начальной школы». В течение года было разработано практическое приложение к программе. Продолжена работа «Школы для родителей» будущих первоклассников. Заинтересованность родителей к занятиям значительно повысилась. Изменилась ситуация с питанием. Стоимость питания в текущем году составляет 22 рубля. Значительно увеличилось финансирование детских садов в связи с предстоящим лицензированием. 697 тыс. руб. целевых средств направлено на обеспечение пожарной безопасности дошкольных учреждений. Однако остается острой проблема охвата детей дошкольным образованием в городе. По данным на сегодняшний день число неудовлетворенных заявлений – 93. Нельзя не отметить проблему с кадровым обеспечением ДОУ. Заведующие учреждениями вынуждены принимать на работу людней, не имеющих специального педагогического образования. В данное время ДУ района не укомплектованы кадрами полностью, особенно в городе. Сюда требуются квалифицированные повара (5,9,17); не хватает дворников и сторожей, по причине низкой заработной платы. В новом финансовом году нужно продолжать увеличивать стоимость питания детей, работу над выполнением натуральных норм питания, работать над укреплением материально- технической базы.

Стратегический подход к развитию сети общеобразовательных учреждений района, как одно из направлений проекта модернизации Ивановской области, связан, прежде всего, с решением задачи повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Реализация областной целевой программы «Информатизация системы общего образования Ивановской области на 2004-2006 годы» позволила решить задачу обеспечения всех школ района компьютерной техникой. Сегодня в районе на 1 компьютер приходится 20 учеников. Все школы, в том числе малокомплектные имеют компьютерные проекторы. Начата работа по созданию единого информационного пространства Ивановской области. В рамках ПНПО на начало августа т.г. все школы района подключены к сети Интернет. На создание внутренних локальных сетей из областного бюджета в район направлено 90 тыс. рублей. В результате проведенных мероприятий решена проблема доступа школьников к информационным ресурсам вне зависимости от места проживания.

В новом учебном году руководителям школ предстоит пройти переподготовку, что позволит в ближайшее время выйти на новый уровень организации управления учебно-воспитательным процессом. В текущем учебном году Седельницкая, Светиковская и школы города получили современное оборудование и наглядные пособия на сумму 616 тыс. рублей. Новым оборудованием предстоит воспользоваться 482 ученикам. Седельницкая школа как победитель конкурса инновационных школ получит в 4 квартале 950 тыс. рублей из регионального бюджета на укрепление материально-технической базы и реализацию своей программы. Для обеспечения безопасных условий образовательного процесса в каждой школе оборудована система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Все учреждения укомплектованы первичными средствами пожаротушения. В ряде школ проведен частичный ремонт электрооборудования. В 2008 году планируется установить автоматическую пожарную сигнализацию в школах города с выводом, централизовано, на пульт связи пожарной части-44. Требуется вложение средств в обеспечение охраны образовательных учреждений от террористических актов. Проведенная в 2006 году ревизия школьных зданий показала необходимость проведения капитального ремонта 4 школ. В 2008 году планируется проведение первого этапа капитального ремонта Писцовской средней школы.

В районе осуществляется работа по оптимальной организации образовательного пространства и реструктуризации сети сельских школ. Потребности в изменении сети ОУ связана прежде всего с сокращение контингента школьников. Эта тенденция сохранится в ближайшей перспективе до 2010 года. Показатели сети ОУ в районе в 2007 году находятся на уровне региональных.

К ним относятся:

- средняя наполняемость классов в школах, в новом учебном году в городских школах 24 человека, в сельских 10;

- соотношение ученик/учитель: городские школы 12 учеников, в селе 5 учеников;

- соотношение административно-хозяйственного персонала к педагогическому по городу составляет 63%.

Особый разговор о средней школе, в районе их 8, даже в городских школах, на старшей ступени обучения, нет параллелей, а это показатель эффективности использования ресурсов и обязательное условие для придания образовательному учреждению статуса базовой школы. В каждой из средних школ не достает квалифицированных кадров по тому или иному предмету. Не реально обеспечить образовательный процесс современным оборудованием в каждой школа за два года. Нельзя не согласится и с мнением педагогической науки, что учащийся должен иметь возможность развиваться под влиянием полноценной среды общения со сверстниками, чтобы было за кем тянуться , с кем соревноваться, формировать социальный опыт. В ближайшие 2 года, исходя из численности учащихся в основном звене, будут реорганизованы в основные школы: Марковская, Октябрьская, Светиковская. Проблематичным стал набор в 10 класс в Подозерской школе. Нет перспективы функционирования двух средних школ в городе. Одна из них в 2008 году должна стать базовой. Именно в базовые школы, которые станут ресурсными центрами, будут направлены дополнительные материальные вложения по проекту модернизации. К сожалению, в текущем году по причине отдаленности школ друг от друга, кадровым проблемам в районе не удалось создать сельскую базовую школу. С 1 сентября т.г. в области начнут функционировать 5 базовых сельских школ.

Реструктуризация сети сельских школ проводится в комплексе с областной целевой программой «Школьный автобус», в рамках которой, в текущем году, в район поступил новый автобус. Услугами школьного транспорта пользуются 152 ученика. В новом учебном году появится отдельный транспорт для подвоза учащихся в Марковску СШ. Из 747 км дорог школьных маршрутов, 723 км имеют асфальтовое покрытие, а 24 км – щебеночное. Однако требует восстановления 51 км дорог.

Одной из главных задач развития муниципальной системы образования является расширение механизмов участия общества в управлении образованием. Деятельность по развитию государственно-общественного управления образованием Комсомольского района предусматривает решение двух групп задач:

1. Привлечение общественности к работе традиционных управленческих структур:

- выступление представителей общественности на встречах, совещаниях с представителями ОУ,

- лоббирование интересов образования в структурных законодательной власти;

- формирование общественного мнения необходимого для поддержки системы образования.

2. Создание новых структур, которые носят ярко- выраженныйобщественный характер:

прямое участие общественности в управлении путем создания различных советов, их объединений и других общественных структур;

стимулирование финансовой, технической и иной поддержки образования различными предприятиями и организациями.

Примером активной деятельности депутатов от образования является принятое на последней сессии районного света депутатов в июне текущего года решение о выделении средств на поощрение лучших педагогов района. Предстоит разработать критерии районного конкурса и процедуру его проведения.

В целом в нашем районе созданы предпосылки для активного введения механизмов государственно-общественного управления образованием.

На территории района действует совет директоров, районный родительский совет, районный совет ученического самоуправления. Ежегодно проводится районное родительское собрание, на которых родители, не только получают информацию об основных направлениях развития стратегии образования, но и обсуждают актуальные проблемы образования, определяют пути их решения. Активность участников собрания из года в год растет. В планах создание ассоциации классных руководителей. Участвуя в реализации ПНПО, муниципальная система образования взяла курс на открытость. Участники конкурса инновационных школ лучших учителей в 2007 году приняли участие в публичной презентации своей деятельности. В рамках комплексного проекта модернизации образования в текущем учебном году предполагается создание во всех ОУ советов школ, придание этим органам управляющих полномочий. Предполагается, что роль школьных советов может стать ключевой в новой системе оплаты труда учителя, так как стимулирующую часть фонда оплаты труда может распределять школьный управляющий совет, а это составляет до 40% фонда оплаты труда. Хорошей практикой могло бы стать участие этого органа в распределении премиального фонда, а также согласование с его представителями мер морального поощрения работников ОУ.

Уважаемые коллеги!

Образование в районе развивается динамично. Усилия отдела образования, педагогического сообщества при активной поддержке администрации района и общественности будут направлены на решение поставленных задач по реализации проекта модернизации, ориентированных на результат, которые лягут в основу программы развития образования района. Работа над ней должна быть завершена до конца текущего года.

Давайте пожелаем друг другу успехов в этом деле!

Накануне нового учебного года позвольте пожелать всем нам успехов в осуществлении намеченных планов, здоровья, профессионального вдохновения. Благополучия Вам и вашим детям!

 

 

Hosted by uCoz