Районная целевая программа
«Одарённые дети».
Паспорт.
Наименование
программы
|
Районная целевая
программа «Одарённые дети» |
Основной
разработчик программы |
Отдел
образования Комсомольского муниципального района |
Цель программы |
Создание условий
для выявления, поддержки и развития одарённых детей |
Срок реализации
программы |
2005- 2010 г. |
Исполнители
основных мероприятий программы |
Отдел
образования Комсомольского муниципального района |
Ожидаемые
конечные результаты программы |
-
Совершенствование системы работы с
одарёнными детьми.
-
Повышение квалификации и объединение
педагогов, работающих с одарёнными детьми.
-
Увеличение числа одарённых детей,
которым оказывается поддержка. |
Система контроля
за исполнением Программы. |
Контроль в
рамках программы осуществляет Отдел образования Комсомольского
муниципального района. Вопросы исполнения заслушиваются на
заседаниях Координационного совета. |
Содержание проблемы.
В Комсомольском
районе несколько лет ведётся работа в направлении « Одарённые дети». Решению
проблемы развития одарённости учащихся способствуют проводимые районные
конкурсы, смотры, предметные олимпиады, спортивные соревнования. Ежегодно
проводится смотр детского самодеятельного творчества « Золотой улей». На
базе Комсомольской средней школы № 1 функционируют эстетические классы,
работа которых способствует раннему выявлению и развитию творческой
одарённости учащихся. На базе Комсомольского и Писцовского ДДТ работают
школы раннего развития, ориентированные на дошкольников, не посещающих
детские дошкольные учреждения. В районе сохранена сеть учреждений
дополнительного образования детей: 2 дома детского творчества, ДЮСШ,
молодёжный центр «Спектр». В большинстве школ района ежегодно проводятся
Недели науки, Туризма, спорта, Дни Российской культуры, выставки
декоративно-прикладного творчества учащихся. Ежегодно организуется в районе
праздник для одарённых детей, участниками которого являются победители и
призёры областных и районных предметных олимпиад, творческих конкурсов,
спортивных соревнований. В районе сформирован банк данных одарённых
детей.
Но в тоже
время необходимо отметить существование проблем и нереализованных
возможностей в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в
следующих противоречиях:
1.
Между необходимостью нормативно-правовой базы для организации работы
с одарёнными детьми и отсутствием системы теоретических обоснований и
конкретных управленческих программ для их осуществления в образовательных
учреждениях.
2. Между
огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и
несоответствием общего уровня культуры.
3. Между
специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком
психолого-педагогических знаний учителей и родителей. Так же актуальным
является вопрос подготовки педагогических кадров, повышения квалификации
педагогов.
4. Между
потребностями одарённых детей к самоактуализации, самореализации, ситуации
успеха в учении и сложностью создания условий для этого в
общеобразовательных учреждениях.
Разрешение противоречия между потребностями
общества в одарённых, творческих, талантливых людях и традиционными
условиями обучения и воспитания, которые не способствуют выявлению и
развитию ранней одарённости возможно при комплексном и системном подходе к
проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость
привлечения внимания педагогической общественности к проблеме одарённости,
усиления работы в этом направлении. Реализация районной программы
«Одарённые дети» позволит систематизировать эту деятельность, а так же
поднять её на более качественный уровень.
Цели и задачи программы.
Создание условий для выявления, поддержки и
развития одарённых детей, а также создание среды, способствующёй их
интеллектуальному и творческому развитию.
Задачами данной программы являются:
- обеспечение условий развития личности
одарённого ребёнка через творческую созидательную деятельность
- всестороннее развитие и воспитание детей на
основе их интересов и творческих способностей через создание культурно-
информационного пространства
- создание системы работы с одарёнными детьми
через организацию деятельности опорных центров, базовых площадок,
информационно- методического и программного обеспечения
- предоставление возможности для продуктивной
самореализации одарённых детей через интеллектуально- творческие мероприятия
разного уровня
- обеспечение кадровых условий для работы с
одарёнными детьми.
Ведущие методологические приёмы педагогики и психологии, которые должны быть
положены в основу программы.
Реализация этих методологических принципов
позволит определить способы решения проблем при работе с одарёнными детьми,
осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
·
Системный подход, сущность которого заключается в том, что
относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в
их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить
общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему
отдельных элементов. При таком подходе педагогическая система работы с
одарёнными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных
компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание
образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
·
Личностный подход, утверждающий представления о социальной,
деятельной и творческой сущности одарённого ребёнка как личности. В рамках
данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный
процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание
для этого соответствующих условий.
·
Деятельностный подход. Деятельность- основа, средство и решающее
условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и
организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в
позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь,
предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её
организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов
деятельности.
·
Полисубьектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность
человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность.
Личность рассматривается как система характерных для неё отношений, как
носитель взаимоотношений социальной группы, что требует особого внимания к
личностной стороне педагогического взаимодействия с одарёнными детьми.
·
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с
культурой как системой ценностей. Одарённый ребёнок не только развивается на
основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое,
т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение
культуры как системы ценностей представляет собой, во- первых развитие
самого ребёнка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Основные направления работы
В рамках программы предусматривается
реализация следующих направлений работы.
Координационное направление включает в себя:
·
организацию центра «Одарённость и технологии»;
·
создание Базовых площадок и Опорных центров по работе с одарёнными
детьми;
·
обеспечение нормативно- правовой базы;
·
контроль и анализ деятельности.
Информационное направление.
·
привлечение внимания педагогической общественности, органов
государственного управления и средств массовой информации
к проблемам одарённых детей;
·
создание банка программ и методических материалов для работы с
одарёнными детьми;
·
информационная поддержка образовательных учреждений, работающих с
одарёнными детьми;
·
консультационная поддержка.
Диагностическое направление.
·
формирование банка методического обеспечения для выявления
одарённости;
·
проведение специальных конкурсов, турниров и других мероприятий для
выявления одарённости детей;
·
проведение диагностики одарённых детей;
·
ежегодное внесение корректив в банк данных «Одарённые дети».
Кадровое направление.
·
повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
·
определение критериев эффективности педагогической работы с
одарёнными детьми;
·
оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам
·
создание педагогического сообщества, общественных объединений,
работающих с одарёнными детьми.
·
создание условий для отработки и применения новых педагогических
технологий.
Развивающее направление.
·
создание среды для развития одарённых детей в учреждениях общего и
дополнительного образования.
·
Организация курсов углублённого изучения предметов, очно - заочных
мастер - классов, творческих лабораторий.
·
создание условий для участия одарённых детей в семинарах, фестивалях
и других интеллектуально- творческих мероприятиях разного уровня.
·
обеспечение материально-технической базы для развития одарённых
детей.
·
создание системы психологического сопровождения одарённых детей.
Этапы реализации программы.
Реализация районной
целевой программы «Одарённые дети» рассчитана на 5 лет..
Первый этап -
организационный.( 2005-2007 уч.г.)
Он включает в себя организацию деятельности
Центра « Одарённость и технологии»; создание нормативно- правовой базы;
обеспечение материально-технической базы; создание Опорных центров; и
Базовых площадок. Получение и анализ информации: об одарённых детях и
условиях их обучения, отдельных формах и методах работы с одарёнными детьми.
Создание системы взаимосвязей педагогического сообщества, организация
методического обеспечения и повышения квалификации педагогических кадров.
Второй этап - этап реализации( 2007 - 2009 уч. г.)
связан с непосредственной работой с одарёнными учащимися на всех уровнях и
во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется
систематическая работа с одарёнными детьми в учреждениях общего и
дополнительного образования, на курсах углублённого изучения предметов,
регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий, обновление
банка данных « Одарённые дети», банка данных образовательных программ,
методических материалов, диагностических методик. Обмен опытом и
совершенствование профессионального мастерства педагогов. Психологическая,
педагогическая и социальная поддержка одарённых детей.
Третий этап - контроль и анализ реализации Программы,
достигнутых результатов.( 2009-2010) уч.г.) На
этом этапе предполагается определить проблемы, возникшие в ходе реализации
Программы, пути их решения и составить перспективный план дальней работы в
этом направлении.
|