Телефон: 8(49352)2-17-59; Факс: 8(49352)2-17-59; E-mail: oogk@mail.ru

 

 

 

 

главнаяобщеобразовательные учрежденияструктурные подразделенияодаренные детисотрудникидокументы

 

Банк одаренных детей

 

Районная целевая программа

«Одарённые дети».

 Паспорт. 

Наименование программы

 

Районная целевая программа  «Одарённые дети»

Основной разработчик программы

Отдел образования Комсомольского муниципального района

Цель программы 

Создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей

Срок реализации программы

2005- 2010 г.

Исполнители основных мероприятий программы

Отдел образования Комсомольского муниципального района

Ожидаемые конечные результаты программы

-        Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.

-        Повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одарёнными детьми.

-        Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка.

Система контроля за исполнением Программы.

Контроль в рамках программы осуществляет Отдел образования Комсомольского муниципального района. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях Координационного совета.

Содержание проблемы. 

     В Комсомольском районе несколько лет ведётся работа в направлении « Одарённые дети». Решению проблемы развития одарённости учащихся способствуют проводимые районные конкурсы, смотры, предметные олимпиады, спортивные соревнования. Ежегодно проводится смотр детского самодеятельного творчества « Золотой улей». На базе Комсомольской средней школы № 1 функционируют эстетические классы, работа которых способствует раннему выявлению и развитию творческой одарённости учащихся. На базе Комсомольского и Писцовского ДДТ работают школы  раннего развития, ориентированные на дошкольников, не посещающих детские дошкольные учреждения. В районе сохранена сеть учреждений дополнительного образования детей: 2 дома детского творчества, ДЮСШ, молодёжный центр «Спектр». В большинстве школ района ежегодно проводятся Недели науки, Туризма, спорта, Дни Российской культуры, выставки декоративно-прикладного творчества учащихся. Ежегодно организуется в районе  праздник для одарённых детей, участниками которого являются победители и призёры областных и районных предметных олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований. В районе сформирован банк данных одарённых детей.   

   Но в тоже время необходимо отметить существование проблем и нереализованных возможностей в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

1.       Между необходимостью нормативно-правовой базы для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием системы теоретических обоснований и конкретных управленческих программ для их осуществления в образовательных учреждениях.

2.       Между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры.

3.       Между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей. Так же актуальным является вопрос подготовки педагогических кадров, повышения квалификации педагогов.

4.       Между потребностями одарённых детей к самоактуализации, самореализации, ситуации успеха в учении и сложностью создания условий для этого в общеобразовательных учреждениях.

Разрешение противоречия между потребностями общества в одарённых, творческих, талантливых людях и традиционными условиями обучения и воспитания, которые не способствуют выявлению и развитию ранней одарённости возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

  Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания педагогической общественности к проблеме одарённости, усиления работы в этом направлении. Реализация  районной программы «Одарённые дети» позволит систематизировать эту деятельность, а так же поднять её на более качественный уровень. 

Цели и задачи программы. 

Создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, а также создание среды, способствующёй их интеллектуальному и творческому развитию.

Задачами данной программы являются:

- обеспечение условий развития личности одарённого ребёнка через творческую созидательную деятельность

- всестороннее развитие и воспитание детей на основе их интересов и творческих способностей через создание культурно- информационного пространства

- создание системы работы с одарёнными детьми через организацию деятельности опорных центров, базовых площадок, информационно- методического и программного обеспечения

- предоставление возможности для продуктивной самореализации одарённых детей через интеллектуально- творческие мероприятия разного уровня

 - обеспечение кадровых условий для работы с одарёнными детьми.

    Ведущие методологические приёмы педагогики и психологии, которые должны быть положены в основу программы. 

 Реализация этих методологических принципов позволит определить способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. 

·      Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При таком подходе педагогическая система работы с одарёнными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

·      Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одарённого ребёнка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого  соответствующих условий.

·      Деятельностный подход. Деятельность- основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

·      Полисубьектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для неё отношений, как носитель взаимоотношений социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одарёнными детьми.

·      Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребёнок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во- первых развитие самого ребёнка и, во-вторых, становление его как творческой личности.  

Основные направления работы 

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.

Координационное направление включает в себя

·      организацию центра «Одарённость и технологии»;

·      создание Базовых площадок и Опорных центров по работе с одарёнными детьми;

·      обеспечение нормативно- правовой базы;

·      контроль и анализ деятельности.

Информационное направление

·      привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления и средств массовой информации

к проблемам одарённых детей;

·      создание банка программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми;

·      информационная поддержка образовательных учреждений, работающих с одарёнными детьми;

·      консультационная поддержка. 

Диагностическое направление

·      формирование банка методического обеспечения для выявления одарённости;

·      проведение специальных конкурсов, турниров и других мероприятий для выявления одарённости детей;

·      проведение диагностики одарённых детей;

·      ежегодное внесение корректив в банк данных  «Одарённые дети».   

Кадровое направление. 

·      повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

·      определение критериев эффективности педагогической работы с одарёнными детьми;

·      оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам

·      создание педагогического сообщества, общественных объединений, работающих с одарёнными детьми.

·      создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий. 

Развивающее направление.

·      создание среды для развития одарённых детей в учреждениях общего и дополнительного образования.

·      Организация курсов углублённого изучения предметов, очно - заочных мастер - классов, творческих лабораторий.

·      создание условий для участия одарённых детей в семинарах, фестивалях и других интеллектуально- творческих мероприятиях разного уровня.

·      обеспечение материально-технической базы для развития одарённых детей.

·      создание системы психологического сопровождения одарённых детей. 

Этапы реализации программы. 

Реализация районной целевой программы  «Одарённые дети» рассчитана  на 5 лет..

Первый этап - организационный.( 2005-2007 уч.г.)

Он включает в себя организацию деятельности Центра « Одарённость и технологии»; создание нормативно- правовой базы; обеспечение материально-технической базы; создание Опорных центров; и Базовых площадок. Получение и анализ информации: об одарённых детях и условиях их обучения, отдельных формах и методах работы с одарёнными детьми. Создание системы взаимосвязей педагогического сообщества, организация методического обеспечения и повышения квалификации педагогических кадров. 

Второй этап - этап реализации( 2007 -  2009 уч. г.) связан с непосредственной работой с одарёнными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется систематическая работа с одарёнными детьми в учреждениях общего и дополнительного образования, на курсах углублённого изучения предметов, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий, обновление банка данных « Одарённые дети», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик. Обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов. Психологическая, педагогическая и социальная поддержка одарённых детей.

Третий этап - контроль и анализ реализации Программы,  достигнутых результатов.( 2009-2010) уч.г.) На этом этапе предполагается определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решения и составить перспективный план дальней работы в этом направлении.

 

 

Hosted by uCoz