Телефон: 8(49352)2-17-59; Факс: 8(49352)2-17-59; E-mail: oogk@mail.ru

 

 

 

 

главнаяобщеобразовательные учрежденияструктурные подразделенияодаренные детисотрудникидокументы

 

Д О К Л А Д

на тему «Актуальные задачи современной модели образования»

Уважаемые коллеги!

 

      На современном этапе развития наше государство поставило перед собой и обществом серьезные амбициозные задачи – задачи  инновационного развития экономики. Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. 

        По словам Президента России Д. А. Медведева, «…образование XXI века должно быть эффективным, инновационным,
технологически    выстроенным и,  в то же время, – доступным»

       Решать эти задачи и  призвана современная модель образования.  В рамках ее внедрения стратегической целью государственной политики в области образования становится повышение доступности качественного образования,               соответствующего         требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

       Реализация этой цели предполагает решение приоритетных задач, для которых определены ориентиры до 2020 года.

       Ключевые общесистемные изменения, реализация которых должна в конечном счете привести к 2020 году нашу систему образования к планируемому современному облику, коснутся всех сфер ее функционирования и развития. Внедрение ПНПО и КПМО частично уже позволили ощутить    действие тех принципов проектной деятельности, которые положены в основу современной модели образования:  

          - открытость образования к внешним запросам;

- применение проектных методов;

- логика «деньги в обмен на обязательства»;

- конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике;

- адресность инструментов ресурсной поддержки;

- комплексный характер принимаемых решений.

Фундаментом современной модели образования стал приоритетный национальный проект «Образование». Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках ПНПО, показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Особенно актуальными в условиях перехода к обязательному полному общему образованию и обновлению структуры стандарта образования становятся задачи формирования базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Наряду с внедрением компетентностного подхода предусматривается расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения, который должен обеспечить разрабатывемый стандарт нового поколения.

        Целевые ориентиры развития образования  предусматривают постепенное наращивание доли учащихся, занимающихся в соответствии с требованиями стандарта, включая условия организации образовательного процесса.

        Национальный проект «Образование» заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас современной модели российского образования.          Для планирования столь серьезных изменений и мониторинга их результативности в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования  области была разработана и апробирована региональная система оценки качества по 5 направлениям:

- «Социализация, активная жизненная позиция, навыки вовлеченности в гражданское общество»;

- «Соответствие нормативным требованиям, усвоение стандарта и качество обученности»;

- «Соответствие запросу потребителей по содержанию и уровню обучения, условиям получения образования»;

- «Условия обеспечения образовательного процесса»;

- «Территориальная образовательная политика».

      На основе разработанных по каждому  направлению показателей была проанализирована эффективность развития муниципальных систем образования Ивановской области за 2006-2007 учебный год.

      Назову положительные эффекты развития муниципальной образовательной системы, отмеченные в проведенном мониторинге.

      Мы занимаем лидерские позиции (2 место) по одному из главных, на наш взгляд, направлений «Соответствие нормативным требованиям, усвоение стандарта и качество обученности» - наш рейтинг 9,59 при максимуме 9.98 (уступаем только г.Иваново). Мы первые в  области по числу выпускников,сдававших ЕГЭ по трем и более предметам, вторые по числу выпускников, сдавших ЕГЭ на «4» и «5», а также по числу золотых медалистов, третьи по среднему тестовому баллу по математике по результатам ЕГЭ и  пятые по числу выпускников, справившихся с  ЕГЭ. Есть достижения   и в других направлениях деятельности, входящих в мониторинг: все школы района имеют лицензии и государственную аккредитацию, у нас высокий охват учащихся предпрофильным обучением, а также удельный вес компьютеров, использующихся в образовательном процессе. Мы третьи среди муниципальных районов по удельному вес выпускников 11 классов, поступивших в ВУЗы. Наши педагоги – лидеры по активности и результативности участия в региональных конкурсах профессинального мастерства, в первой пятерке по активности и результативности участия в российских конкурсах. Наши школы занимают неплохие позиции в реализации задач экспериментальной работы.

       Наряду с положительными результатами имеют место и проблемы:

- отсутствуют выпускники, набирающие 90 баллов и более по результатам ЕГЭ;

- низок удельный вес учащихся с 1 группой здоровья;

- невысок охват детей дошкольным образованием;

- низок показатель соотношения уровня оплаты труда педагогов и прожиточного минимума;

- отсутствуют руководители с дипломом «Менеджера образования»;

- не решена пока  и проблема второгодничества.

        Несомненно, что такой подход к оценке эффективности деятельности систем образования позволяет системно, комплексно, всесторонне оценить результаты ее деятельности, поэтому так актуальна проблема разработки муниципальной системы оценки, а также школьных систем, о чем свидетельствуют и  целевые ориентиры развития образования.       Каковы же результаты нашей работы в истекшем учебном году, что изменилось в решении обозначенных проблем? На эти вопросы надо ответить, чтобы правильно спланировать стратегию системных изменений в развитии муниципальной системы образования с учетом целевых ориентиров, обозначенных в современной модели образования.       В районе функционировало 10 общеобразовательных школ с контингентом 1520 человек и 1 вечерняя (сменная) школа, в которой обучалось 104 человека. Тенденция уменьшения  числа учащихся с учетом результатов предварительного комплектования  школ в  новом 2008-2009 учебном году несколько смягчилась (1613 – 1520 – 1564), хотя значительного роста контингента  пока не наблюдается. Весь прирост контингента обеспечивается за счет школ города по основной  и старшей ступеням. Наблюдается снижение контингента по всем ступеням обучения в сельских школах, особенно по старшему звену. В связи с тем, что роста контингента учащихся начальных классов пока нет ни по городу, ни по селу (изменение демографической ситуации пока на школе не сказалось), некоторое  увеличение численности обучающихся можно связать только с последовательными шагами по пути реструктуризации сети школ в целом, в частности, с уменьшением числа сельских средних школ.

         Приём в десятые классы составил 39,3% от числа выпускников 9-х классов. В связи с малой наполняемостью (3 человека) не был открыт 10 класс в Подозерской СШ, 2 выпускника этой школы продолжали обучение в Октябрьской СОШ. Комплектование 10-х классов на протяжении последних лет является достаточно серьезной проблемой для большинства средних школ. Актуальность этого вопроса многократно возрастает на фоне кардинальных структурных изменений в системе образования в целом, особенно с внедрением современной модели общего образования. В числе причин такого положения дел следует отметить последствия реструктуризации сельских школ (основная масса выпускников основных сельских школ продолжают обучение в системе НПО и СПО или в школах Иванова), а также недостаточно отлаженная сеть профильного обучения.

       Отрадно отметить, что  по итогам мониторинга 2006-2007 учебного года наш район стал  лидером по показателю активности и результативности участия педагогов во всероссийских и региональных конкурсах, а также  по  результативности участия учителей в конкурсе  в рамках ПНПО.Этот успех закреплен в прошедшем 2007-2008 учебном году: Октябрьская  средняя общеобразовательная школа, приняв эстафету успешного участия от Седельницкой СОШ, стала победителем конкурса инновационных школ в рамках ПНПО и получила уже федеральный грант в размере 1 млн. рублей на реализацию  своей программы развития «Создание условий для развития творческого потенциала личности учащихся и педагогов».  Три педагога района, Кукушкина С.И., учитель французского языка и истории Никольской ООШ, Маранова В.С., учитель русского языка и литературы Октябрьской СОШ, Терентьева Н.Ю., учитель информатики Седельницкой СОШ, стали победителями конкурса лучших учителей и получили денежное поощрение в размере 100 тысяч рублей. Следует отметить несомненный успех Кукушкиной С.И., которая добилась успеха, повторно поучаствовав в этом конкурсе. Об активной педагогической позиции Марановой В.С.,  Терентьевой  Н.Ю., а также социального педагога Писцовского ДДТ Стакановой О.В. говорит их достаточно удачное участие в областном этапе Всероссийского конкура «Педагог года -2008» в номинациях «Учитель»,  «Классный руководитель», «Педагог дополнительного образования».  

         Полным ходом шло оснащение школ района современным оборудованием. В рамках  реализации ПНПО и КПМО  в Комсомольские №1 и №2, Писцовскую среднюю    школы района поступили  6 комплектов учебного оборудования для кабинетов русского и иностранного языков, начальных классов.  

         В рамках поддержки талантливой молодёжи ежегодной премией главы администрации по итогам 2007-2008 года   награждены 18 отличников учебы из  5 школ района. Среди награжденных впервые премию главы администрации в этом учебном году получили лучшие ученики  Седельницкой СОШ.  Регулярно финансируется участие команд школ и учреждений дополнительного образования во Всероссийских конкурсах, призёрами и дипломантами которых неоднократно становились учащиеся Седельницкой школы, участники театра моды «Амира-стиль» Комсомольского Дома детского творчества.

       Непросто складывалась работа по  реализации КПМО в образовательных учреждениях района.   В результате большой напряженной организаторской работы ситуация изменилась: по части показателей были перевыполнены обязательства соглашения 2008 года. Все школы района, за исключением Комсомольской ВСШ, имеют обновляемые сайты, на которых размещены их впервые подготовленные публичные доклады, созданы и действуют согласно зарегистрированным уставам школьные органы государственно - общественного управления, обладающие, в частности, полномочиями по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда ОУ. В соответствии с постановлением главы Комсомольского муниципального района Комсомольские СОШ №1 и №2, Писцовская, Подозерская, Седельницкая средние и Иваньковская основная школы  получают бюджетные средства на основе принципов НПФ, проведена большая подготовительная работа по подготовке к переходу с 01.09.2008 года Комсомольской СОШ №2 на НСОТ.  В мае 2008 года создан муниципальный управляющий Совет по развитию образования в Комсомольском муниципальном районе, активная работа которого начнется в новом учебном году.

      Серьезные и результативные усилия были предприняты к выполнению обязательств, связанных с итоговой аттестацией выпускников 9-11 классов. Удалось преодолеть 50-процентную планку по всем показателям, в т.ч., государственную  (итоговую) аттестацию  по русскому языку и математике  в форме ЕГЭ  сдавали 66% выпускников 11 классов, 56%  11-классников, сдали ЕГЭ по трем и более учебным предметам, внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными экзаменационными комиссиями, проходили 56% выпускников 9-х классов.  

     Обязательства по КПМО в полном объеме по 11 и 9 классам выполнили Комсомольская №2, Марковская, Подозерская, Октябрьская средние и Иваньковская основная школы.    

     Одним из наиболее трудно выполнимых пунктов обязательств соглашения является обеспечение требуемой наполняемости классов по городским и сельским школам. По итогам предварительного комплектования и этот показатель нами выполнен как по городу, с учетом вечерней школы, так и по селу, за счет более активной работы по комплектованию старшего звена в городе и большой численности учащихся в Писцовской и Подозерской школах. В рамках реструктуризации сети школ в новом учебном году Марковская средняя школа становится основной. Самыми малочисленными среди сельских школ продолжают оставаться Светиковская средняя  и  Никольская основная школы, у которых в связи с этим будет серьезно осложнен предстоящий с 1 января 2009 года переход на НСОТ.

       Пока не преодолена  тенденция снижения качества знаний по итогам года: 40,5% -  39,2% – 38,4%,   хотя число       второгодников снизилось с 8 до 3 человек.    Анализ показывает, что снижение качества знаний за прошедшие три года дают начальная и старшая ступени школы соответственно: НШ –55,5% - 55,1% - 50,5%; СШ- 42,3% - 34,3% - 31,6%, причем снижение качества знаний в начальной школе значительнее в городе ( - 7%), чем в селе (-4%), в средней школе более ощутимо снижение качества в школах села (-10%), чем в школах города (-8%). Среди причин такого положения дел есть объективные:  снижение контингента, особенно на селе, недостаточный охват дошкольным образованием, высокий удельный вес семей с низким социальным статусом, возросшее влияние миграции населения, введение независимой оценки результатов (ЕГЭ)  и др., а также субъективные, среди которых главные – недостаток контроля и системности в методической работе,  недоработки в предпрофильной подготовке,  комплектовании классов старшего звена в связи с профилизацией,  просчеты  в формировании учебных планов школ, недостаток  индивидуальной работы с одаренными детьми и детьми с проблемами в развитии и др.) В условиях конкуренции образовательных систем такая тенденция должна стать предметом пристального анализа и принятия срочных неотложных решений, среди которых постоянное обновление технологий, ускоренное освоение инноваций, быстрая адаптация к запросам и требованиям динамично меняющейся ситуации. Эти задачи стоят перед всеми школами района: только Марковская и Комсомольская №2 СОШ несколько улучшили этот показатель по сравнению с прошлым годом, но полностью преодолеть негативную тенденцию снижения качества или стабилизировать ситуацию пока не смогла ни одна из школ.

          В 6 средних школах в прошедшем учебном году было введено профильное обучение, в т.ч. в Писцовской и Седельницкой - по универсальном профилю, в школах города созданы физико-математические  профильные группы, в Светикове  – профильная группа по биолого-химическому профилю, в Октябрьской СОШ апробируется профильное обучение на основе  индивидуальных учебных планов. В связи с выше обозначенной проблемой перед средними школами стоит серьезная задача формирования учебных планов и подготовка выпускников профильных классов и групп к сдаче ЕГЭ.

        В целом по району все учащиеся 9 и 11 классов успешно прошли государственную (итоговую)  аттестацию. Качество знаний выпускников 11 класса   по результатам итоговой аттестации   составило 64%, в т.ч. по результатам ЕГЭ – 53,6%, что несколько ниже, чем в прошлом, при этом средний балл сохранился на уровне прошлого года и составил 3,5. В прошедшем учебном году впервые сдавали ЕГЭ выпускники Комсомольской ВСШ,   неплохие результаты  (оценку «4»)  получили выпускники этой школы, сдававшие ЕГЭ по русскому языку и биологии.

        К положительным моментам можно отнести результаты ЕГЭ этого года по русскому языку, обществознанию, географии  и истории России, которые в районе оказались выше среднеобластных и среднероссийских, причем

прошлогодний  успех  результатов по русскому языку и    обществознанию повторился. Динамика результатов ЕГЭ за последние три года говорит о снижении на половину числа «2»  и стабилизации удельного веса «4».

Лучшими по результатам ЕГЭ этого года оказались Комсомольская СОШ №1 и №2 (средняя оценка 3,7), Светиковская СОШ (средняя оценка 3,6) и Марковская школа (средняя оценка 3,5)

        Выросло число выпускников 9-х классов, выбравших новую форму итоговой аттестации (56%), качество знаний выпускников, сдававших экзамены в новой форме, оказалось выше, чем в традиционной – 80% против 50,6% . Лучшие результаты экзаменов в новой форме показали Октябрьская, Седельницкая и Марковская школы.

       Медалями были отмечены 4 выпускника 11 классов Комсомольской №1 и Писцовской средних школ, одна из них – золотая. Все медалисты успешно поступили в высшие учебные заведения области.

       По итогам  участия в областных предметных олимпиадах прошедшего учебного года  мы заняли 11-14 места  среди 27 районов,  в первую десятку вошли наши участники по обществознанию, истории, биологи, литературе и основам предпринимательства.

        Национальный проект затронул и воспитание – одну из важных функций образования.  Современная модель образования ориентирует образовательные  учреждения на  воспитание социально- активной личности, которая обладала бы такими чертами характера,  как доброта, честность, порядочность, адекватно оценивала бы свои реальные и потенциальные  возможности, была

готова к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни, ответственно относилась  к своему здоровью.

       Впервые в рамках ПНПО нормативно закреплен статус классного руководителя, и данный вид деятельности включен в структуру заработной

платы учителя, что значительно повысило мотивацию педагогических работников к осуществлению воспитывающей деятельности.  На выплату вознаграждения педагогам за выполнение функций классного руководителя  в районе ежемесячно направлялось 309,9 тыс. рублей. Это позитивно сказалось на повышении доступности общего образования, что проявилось в уменьшении числа второгодников в образовательных учреждениях, о чем говорилось выше, все учащиеся приступили к школьному обучению. Нельзя не отметить, что за первое полугодие 2008 года в районе снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года удельный вес подростковой преступности  с 8,3% до 7,1 % при  областном показателе 10%.

Еще одним из условий повышения результативности профилактической работы стало усиление взаимодействия и координации действий  всех субъектов воспитания, включая таких социальных партнеров, как комиссия по делам несовершеннолетних, комитет  по делам молодежи и спорта, отдел внутренних дел, территориальный отдел социальной защиты населения, Центр занятости, ЦРБ, отдел культуры и др. Однако на учете в КДН состоят 32 ученика школ города и района, что почти на треть больше, чем в прошлом году.  Это  значит, что  в предстоящем учебном году придется многое  сделать по сохранению наметившейся положительной тенденции  в профилактической работе и работе по всеобучу.  Хочу выразить благодарность за совместную работу и  надеюсь на продолжение плодотворного сотрудничества. 

      Современная модель  образования предполагает, как говорилось выше, широкое применение проектных методов, открытость образования к внешним запросам. В последние годы педагогические коллективы ОУ осваивали социальное проектирование, как один из методов развития гражданских качеств личности, через активное участие в акции « Я-гражданин России».  Многие из проектов получили высокую оценку на областном этапе акции, а также нашли свое воплощение в жизни: реконструкция памятника З.Космодемьянской, обелисков погибшим воинам в с.Подозерский и с.Светиково, обустройство сквера с фонтаном в с.Октябрьский и др.

       Значительные возможности для решения современных задач воспитания предоставляет система  дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование в соответствии со своей  спецификой стремится к органичному сочетанию досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. В прошедшем учебном году  дополнительным образованием было охвачено  около 100% учеников, которые занимались в 65 кружках и

секциях на базе школ и в 71 детском объединении 3-х учреждений дополнительного образования. О результативности этой системы говорят бренды Комсомольского района: экологический отряд «Хранители» Седельницкой СОШ (руководитель Смирнова О.С.), театр моды «Амира-стиль» Комсомольского ДДТ (руководитель Белоусова Н.Г.), театральная студия «Сердечко» Октябрьской СОШ (руководители Зарайская Г.В., Маранова В.С.). Стали заметными и успехи наших лыжников (руководители Брюханов С.А., Гарщук Н.И., Холомеев А.А.). Вместе с тем еще не снята проблема вовлечения детей группы риска в сферу дополнительного образования в связи с отсутствием базы и кадров для кружков технической направленности.

       Расширение сферы дополнительного образования, улучшение материально-технического обеспечения учреждений дополнительного образования, повышение результативности работы кружков и секций, увеличение вклада   дополнительного образования в построение индивидуальных образовательных траекторий – наши ближайшие задачи.

      Один из целевых ориентиров развития образования предусматривает к 2012 году повышение до 70%  доли учащихся, занимающихся в соответствии с требованиями современных стандартов, включая условия организации образовательного процесса.  Современные условия получения образования предусматривают полную оснащенность образовательного процесса комплексом современного учебного и компьютерного оборудования, укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, соответствие требованиям действующих

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и Строительных норм и правил и другим документам, определяющим современный уровень организации образовательного процесса.

       Регион ставит еще более сложную задачу – создать такие условия в школах области в 2010 году.

      Следует отметить,   что увеличение финансирования нужд отрасли образования, особенно   в последние годы, испытывают на себе все образовательные учреждения: выросли затраты на современную технику, учебно- наглядные пособия, оборудование и  спортивный инвентарь, обеспечение безопасности  и ремонтные работы,  требующие значительных вложений. Доля расходов на образование в консолидированном бюджете района также из года в год увеличивается. Это позволяет вести планомерную и целенаправленную работу по улучшению материально-технической базы учреждений образования. Но возможности муниципального бюджета не позволят выполнить столь ответственные задачи в указанные сроки. Оправдала себя на примере города Иваново практика привлечения на вышеуказанные цели внебюджетных средств за счет социального обременения бизнеса. Есть и у нас положительные примеры такого рода: Ивановские ПГУ в текущем году оказали помощь детскому саду №5 «Теремок» в размере 127 тыс. рублей на проведение ремонтных работ.

        В соответствии с принятой в 2007 году  программой укрепления материально-технической базы ОУ в текущем году капитально отремонтирована кровля  Марковской и Писцовской школ, оснащены технологическим оборудованием пищеблоки всех образовательных учреждений, что позволит улучшить условия для организации горячего питания и увеличить охват им школьников. Пока не удалось создать школьные столовые в Октябрьской, Подозерской и Комсомольской №2 средних школах, т.к. это связано с подготовкой проектно- сметной документации, что,  в свою очередь, требует  вложения  значительных финансовых средств. Большая работа была проведена по выполнению требований органов пожарного надзора по всем образовательным учреждениям, особенно по городским школам. В рамках разработки программы следующего поколения особое внимание будет сосредоточено на вопросах замены и ремонта систем жизнеобеспечения, установке современного оборудования в санузлах, раздевалках и других школьных помещениях. Продолжает пока оставаться проблемой оснащение образовательных учреждений района современной учебной мебелью. А вот проблем с приобретением учебно-наглядного оборудования нет: решить ее позволяют средства областного бюджета.

        Главное во всей этой работе – добиться,  чтобы каждому ученику были созданы в каждой школе безопасные и комфортные  условия обучения и обеспечено высокое качество образования.      

        В текущем году на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году  из разных источников было направлено 6948,8 тыс. рублей средств, в т.ч.  1 млн. руб. на проведение текущего ремонта Комсомольской СОШ №2, как базовой. Эта работа проводилась в более жестких условиях в отличие от предыдущих лет: своевременному проведению ремонтов кровли  Октябрьской и Марковской школ мешали неблагоприятные погодные условия, были перенесены на середину августа сроки приемки ОУ. Тем не менее, 1 сентября все  школы района открыли двери для своих учеников.       

       Доступность качественного образования в районе продолжала повышаться для сельских школьников через организацию подвоза. В прошедшем учебном году осуществлялся подвоз 7 школьными автобусами 147 учащихся во  все школы района. Благодаря инициативе районной администрации, выделению средств Писцовской сельской администрацией в новом учебном году будет открыт новый маршрут из Путиловой Горы в Михеево. Остается нерешенной проблема качества дорог на маршрутах школьных автобусов.

       Особый акцент в современной модели образования сделан на обновлении содержания и технологий образования, обеспечивающих баланс фундаментальности и компетентностного подхода. Первостепенная роль в этой работе принадлежит информатизации системы образования и развитию информационно-коммуникационных технологий, как одному из направлений инновационной работы, что является важным фактором становления и развития экономики знаний.     

        В рамках решения этой задачи продолжалась целенаправленная работа по оснащению образовательных учреждений района современной компьютерной техникой: за счет средств программы информатизации и областной субвенции в 8 школ поступило  24 единицы  компьютеров и другой оргтехники.

         В 2007 году  завершено подключение всех образовательных учреждений района к сети Интернет (кроме вечерней (сменной) школы). Ресурсы сети Интернет  в настоящее время широко  используются  учителями  при подготовке  к урокам  для поиска информации, создания мультимедийных презентаций, тестирования,  подготовки к единому государственному экзамену, отработки общеучебных навыков. В последние два года организуется  повышение квалификации  учителей для работы с новым учебным оборудованием, которое поступает в школы в рамках КПМО: 6 педагогов из 4 образовательных учреждений обучились  на таких семинарах  работе с интерактивной доской; в связи с поступлением новых кабинетов в школы города были направлены на обучающие семинары по работе с новым оборудованием учителя физики городских школ.

Большая роль в работе по овладению ИКТ и повышению уровня информационной культуры работников образования принадлежит районному ресурсному центру. Здесь продолжается обучение по   программе «Пользователь ПК», впервые внедрены технологии дистанционного обучения, представители всех школ района подготовлены к работе по созданию и поддержке сайтов.  Методисты РРЦ осуществляют  информационное обеспечение базы КПМО, налажен электронный документооборот внутри школ и между ОУ района и отделом образования. В каникулярное время организовано оказание  помощи в установке лицензионного программного обеспечения, которое поступило во все школы района в рамках КПМО.

      В течение всего года районный ресурсный центр принимал участие в подготовке и проведение большинства районных мероприятий,    уделял

внимание подготовке к участию в конкурсах «Мой любимый урок», школьных изданий, организовал поддержку участия школьников района в дистанционных олимпиадах.

        По итогам конкурса электронных приложений «Мой любимый урок»  областным жюри конкурса были отмечены дипломами работы учителей Октябрьской СОШ Сураевой В.А.  и  Марановой В.С.

        К числу проблем в этой работе следует отнести недостаточно высокое , (всего 83 чел.) число учителей, свободно владеющих компьютером и другой оргтехникой, что, в конечном счете, не позволяет им осваивать поступающее в школу новое оборудование. Повышение информационной и коммуникативной компетенции учителя – главная задача не только районного ресурсного центра, но и муниципальной системы образования в целом.

             Главное действующее лицо системы образования –  российский педагог.   Современная модель образования направлена:

§         на повышение социального статуса работников образования;

§         на создание современных  условий для  работы учителя;

§         на формирование современной системы повышения квалификации  педагогов. 

 

      Для удовлетворения потребностей современного общества в качественном образовании от учителя требуется заинтересованность в развитии  творческого потенциала своих учащихся, способность к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности.

      Для обеспечения перехода на новый стандарт образования ставится задача системного повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. В 21 веке, предъявляющем особенно высокие требования к компетентности и профессионализму, значительно сокращаются сроки обновления знаний, периодичность и  интенсивность курсовой подготовки  увеличивается с 1 раза в 5 лет до  1 раза в 2 года. В связи с этим данное  направление деятельности продолжает оставаться  основным в работе районного методического кабинета. Положительная динамика доли педагогов, прошедших курсы в последние три года, обеспечивалась  за счет проведения  выездных курсов для самых многочисленных категорий  педагогов, а также за счет  курсов дистанционного обучения, о чем говорилось выше.  В этой форме, требующей от курсанта владения ИКТ, воспитывающей его  информационную культуру,  приняли участие  43 педагога из всех без исключения образовательных учреждений района.

       Хочется отметить продуктивную работу с педагогами по своевременному прохождению курсовой подготовки руководителей

дошкольных образовательных учреждений, Комсомольской №1, Светиковской, Октябрьской, Писцовской  средних, Иваньковской основной школ.    Это позволило  уменьшить число должников по курсовой подготовке почти вдвое.    Наиболее активно посещали проблемные семинары по актуальным вопросам учителя школ города, Октябрьской, Писцовской, Светиковской  и других школ.

       Впервые в этом году прошли подготовку  эксперты региональных предметных комиссий по проверке части «С» Единого государственного экзамена. От Комсомольского района в состав предметных комиссий по русскому языку, истории и обществознанию, немецкому  языку и  химии вошли 6 учителей высшей и первой  категорий Комсомольских СОШ №2 и №1, Октябрьской и Светиковской СОШ Голова Т.Н. , Маранова В.С. , Ширшин А.П., Исаев Д.Е. , Зарайская Г.В., Щегорцева Е.Б.

       В связи с введением НСОТ повышение собственной квалификации  станет насущной потребностью каждого педагога.

       Серьёзные изменения происходят в системе повышения квалификации области: с  1 января 2009 года создается автономное образовательное учреждение «Институт развития образования». По словам нового ректора Дмитриевой Марины Авенировны, в деятельности института планируются существенные изменения, которые позволят выполнить давно сформулированный нашими педагогами современный социальный заказ на новое качество повышения квалификации, в частности, начиная с сентября  2008 года  в Ивановской области силами института начнется    переподготовка  большинства руководителей учреждений общего образования  с присвоением квалификации «менеджер».

      За последние три года доля педагогов с высшей  и первой категорией  возросла и составляет 68%, подавляющее большинство руководителей ОУ   школ имеют высшую или первую квалификационные категории. Такая значительная  доля педагогов  с высокими категориями  является резервом  для обобщения и распространения педагогического опыта  работы, для повышения квалификации других  педагогов и в целом решения проблемы повышения качества образовательных услуг.

       Выше отмечались высокие показатели активности и результативности участия наших педагогов в конкурсах различного уровня. Результаты этого года позволяют сказать, что достигнутый уровень будет сохранен: число участников районных конкурсов «Педагог года», «Самый «классный» классный» и других выросло, в т.ч , за  счет участия воспитателей ДОУ.

       С целью привлечения молодых специалистов в ОУ района настала необходимость разработки муниципальной целевой программы «Кадры», которая потребует вложения значительных материальных ресурсов: достаточно сказать, что уже не первый год ОУ испытывают потребность в учителях иностранного языка, истории, физкультуры, информатики, воспитателей ДОУ.

           При формировании современной модели пристальное внимание уделяется дошкольному образованию, вклад которого в инновационные процессы должен достигаться на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг, поддержки и более полного использования образовательного потенциала семей.    

     Качество дошкольного образования в немалой степени оп­ределяет то, каким будет качество последующих уровней систе­мы образования. Поэтому поиск путей улучшения сис­темы управления качеством образования в дошкольных образова­тельных учреждениях является социально-значимой проблемой.

     Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). В связи с этим планируется   создание специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания и разработка целевых программ сопровождения детей из семей группы риска. Для эффективной реализации этих программ будут разработаны специальные методические рекомендации субъектам Российской Федерации, муниципалитетам и образовательным учреждениям.

      Для массового охвата дошкольным образованием государство будет поддерживать многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности. В рамках данных программ особое внимание будет уделено выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии.

       В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов начального образования.

       Следующим, не менее важным элементом современной модели образования становится предшкольное образование (4-6 лет). Сегодня предшкольное образование существует, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизованной услугой. При этом подготовка  к следующему этапу обучения строится как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад.

Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей, использование которых способствует  формированию уже в 3-6 лет таких ключевых для сегодняшнего общества  качеств, как креативность, способность к поиску знаний. Использование этих технологий требует

высокой квалификации воспитателей – педагогов. В ближайшие  четыре года  предполагается провести модернизацию технологий дошкольного образования, а затем – переподготовку воспитателей.

В дальнейшем для расширения охвата разнообразными  услугами дошкольного образования предполагается  привлекать организации различной формы собственности. Государственно – частное партнерство в этой сфере будет выражаться  в  системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.

При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость »под различные потребности семей.

Сеть дошкольных учреждений в Комсомольском муниципальном районе представлена 7 детскими садами и 4 дошкольными группами на базе  Светиковской СОШ, Марковской и  Никольской ООШ и  Даниловского подразделения   Иваньковской ООШ.

Дошкольным образованием охвачено 599 человек, что составляет 63,2% от общего количества детей в возрасте с 1 года до 7 лет.  Практически все ДОУ укомплектованы детьми ясельного возраста.

По-прежнему остро стоит вопрос с устройством детей  в детские сады. Эта проблема становится актуальной не только для города, но и для сельской местности (с. Писцово, с. Марково, д. Иваньково). На сегодняшний день число неудовлетворенных заявлений – 101 по городу, 30 – в сельской местности.

Наибольшее число очередников на устройство в дошкольное учреждение (70 человек) -  это именно дети раннего возраста, т.е. дети до 3-х лет. Для удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования необходимо расширять сеть дошкольных учреждений. В этом направлении администрацией  Комсомольского муниципального района предпринято немало шагов:  открыта третья группа ясельного возраста в детском саду №9»Рябинка»  с. Октябрьский, готовится к принятию детей вторая группа ясельного возраста в детском саду №32 «Аленький цветочек» с.Писцово, в стадии завершения экспертизы находится проектно-сметная документация на строительство нового детского сада в г. Комсомольске на 140 мест, положительно решен вопрос передачи в муниципальную собственность здания бывшего детского дома, которое будет переоборудовано под детский сад  (на эти цели требуются дополнительные средства).

Продолжает укрепляться материально-техническое оснащение ДОУ: практически завершена замена технологического оборудования пищеблоков, капитально отремонтирована кровля в детских садах №5 и №1. Значительно изменился облик территорий всех дошкольных учреждений.

Изменилась ситуация с питанием детей в ДОУ района: его стоимость выросла с 21-22 руб. в 2007 году до 28 -30 руб. в 2008 году, но для выполнения натуральных  норм  питания этих средств, к сожалению, недостаточно. Анализ заболеваемости детей в дошкольных образовательных учреждениях показал, что уровень заболеваемости по сравнению с прошлым

годом несколько снизился с 18,6 до 17,7 детодней на одного ребенка. Еще не снят с повестки дня вопрос лицензирования дошкольных учреждений.

В числе приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений района продолжает оставаться работа  с творчески одаренными детьми: стало традиционным проведение районного  смотра- конкурса «Золотой улей», олимпиады среди дошкольников «Умники и умницы». 

Завершая свое выступление, хочу сказать, что  значимые аспекты внедрения современной модели образования предстоит обсудить всем педагогическим коллективам района. Задача отдела образования на предстоящий учебный год – разработать и начать реализацию комплексного плана реализации современной модели образования в Комсомольском муниципальном районе на 2009-2011 годы.

 Уважаемые коллеги!

          Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, который возвестил о начале 2008-2009 учебного года. Примите мои самые теплые и искренние поздравления с началом нового учебного года! Пусть он станет  для вас годом свершений и открытий, смелых идей и экспериментов, добрых начинаний и надежд на лучшее будущее.

           Искренне желаю педагогам активной, плодотворной работы, реализации намеченных творческих планов, профессионального роста, здоровья и благополучия, а вашим маленьким или уже почти взрослым воспитанникам – больших успехов учебе, неугасаемого стремления к новым знаниям!

           Успехов и многочисленных побед вам в новом учебном году!

       

 

 

 

 

Hosted by uCoz