Д О К Л
А Д
на тему
«Актуальные задачи современной модели образования»
Уважаемые коллеги!
На современном
этапе развития наше государство поставило перед собой и обществом серьезные
амбициозные задачи – задачи инновационного
развития экономики. Необходимым условием формирования инновационной
экономики является модернизация системы образования, становящейся основой
динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором
благополучия граждан и безопасности страны.
По словам
Президента России Д. А. Медведева, «…образование XXI
века должно быть эффективным, инновационным,
технологически выстроенным и, в то же время, – доступным»
Решать эти
задачи и призвана современная модель образования. В рамках ее внедрения стратегической
целью государственной политики в области образования становится повышение
доступности качественного образования, соответствующего
требованиям инновационного развития экономики, современным
потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение
приоритетных задач, для которых определены ориентиры до 2020 года.
Ключевые общесистемные изменения,
реализация которых должна в конечном счете привести к 2020 году нашу систему
образования к планируемому современному облику, коснутся всех сфер ее
функционирования и развития. Внедрение ПНПО и КПМО частично уже позволили
ощутить действие тех принципов
проектной деятельности, которые положены в основу современной модели
образования:
- открытость образования к внешним
запросам;
-
применение проектных методов;
- логика
«деньги в обмен на обязательства»;
-
конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы
на практике;
-
адресность инструментов ресурсной поддержки;
-
комплексный характер принимаемых решений.
Фундаментом современной модели образования стал
приоритетный национальный проект «Образование». Анализ программ развития
общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках ПНПО,
показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о
своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые
составляющие современного востребованного обществом качества образования.
Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества
информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих,
исследовательских. Особенно актуальными в условиях перехода к обязательному
полному общему образованию и обновлению структуры стандарта
образования становятся задачи формирования базовых компетентностей
современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации,
самообразования. Наряду с внедрением компетентностного подхода
предусматривается расширение спектра индивидуальных образовательных
возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного
обучения, который должен обеспечить разрабатывемый стандарт нового
поколения.
Национальный
проект «Образование» заложил основы системных, последовательных и
востребованных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас современной
модели российского образования. Для
планирования столь серьезных изменений и мониторинга их результативности в
рамках реализации комплексного проекта модернизации образования области
была разработана и апробирована региональная
система оценки качества по 5 направлениям:
- «Социализация, активная жизненная
позиция, навыки вовлеченности в гражданское общество»;
- «Соответствие
нормативным требованиям, усвоение стандарта и качество обученности»;
- «Соответствие
запросу потребителей по содержанию и уровню обучения, условиям получения
образования»;
- «Условия
обеспечения образовательного процесса»;
- «Территориальная образовательная политика».
На основе разработанных по каждому направлению
показателей была проанализирована эффективность
развития муниципальных систем образования Ивановской области за 2006-2007
учебный год.
Назову положительные
эффекты развития муниципальной образовательной системы, отмеченные в
проведенном мониторинге.
Мы занимаем лидерские
позиции (2 место) по одному из главных, на наш взгляд, направлений
«Соответствие нормативным требованиям, усвоение стандарта и качество
обученности» - наш рейтинг 9,59 при максимуме 9.98 (уступаем только
г.Иваново). Мы первые в области по числу выпускников,сдававших ЕГЭ по трем
и более предметам, вторые по числу выпускников, сдавших ЕГЭ на «4» и «5», а
также по числу золотых медалистов, третьи по среднему тестовому баллу по
математике по результатам ЕГЭ и пятые по числу выпускников, справившихся с
ЕГЭ. Есть достижения и в других направлениях деятельности, входящих в
мониторинг: все школы района имеют лицензии и государственную аккредитацию,
у нас высокий охват учащихся предпрофильным обучением, а также удельный вес
компьютеров, использующихся в образовательном процессе. Мы третьи среди
муниципальных районов по удельному вес выпускников 11 классов, поступивших в
ВУЗы. Наши педагоги – лидеры по активности и результативности участия в
региональных конкурсах профессинального мастерства, в первой пятерке по
активности и результативности участия в российских конкурсах. Наши школы
занимают неплохие позиции в реализации задач экспериментальной работы.
Наряду с положительными результатами имеют место
и проблемы:
- отсутствуют выпускники,
набирающие 90 баллов и более по результатам ЕГЭ;
- низок удельный вес учащихся с 1 группой здоровья;
- невысок охват детей дошкольным образованием;
- низок показатель соотношения уровня оплаты труда
педагогов и прожиточного минимума;
- отсутствуют руководители с дипломом «Менеджера
образования»;
- не решена пока и проблема
второгодничества.
Несомненно, что
такой подход к оценке эффективности деятельности систем образования
позволяет системно, комплексно, всесторонне оценить результаты ее
деятельности, поэтому так актуальна проблема разработки муниципальной
системы оценки, а также школьных систем, о чем свидетельствуют и целевые
ориентиры развития образования.
Каковы же результаты нашей работы в истекшем учебном году, что изменилось в
решении обозначенных проблем? На эти вопросы надо ответить, чтобы правильно
спланировать стратегию системных изменений в развитии муниципальной системы
образования с учетом целевых ориентиров, обозначенных в современной модели
образования. В районе функционировало 10 общеобразовательных школ с
контингентом 1520 человек и 1 вечерняя (сменная) школа, в которой обучалось
104 человека. Тенденция уменьшения числа учащихся с учетом результатов
предварительного комплектования школ в новом 2008-2009 учебном году
несколько смягчилась (1613 – 1520 – 1564), хотя значительного роста
контингента пока не наблюдается. Весь прирост контингента обеспечивается за
счет школ города по основной и старшей ступеням. Наблюдается снижение
контингента по всем ступеням обучения в сельских школах, особенно по
старшему звену. В связи с тем, что роста контингента учащихся начальных
классов пока нет ни по городу, ни по селу (изменение демографической
ситуации пока на школе не сказалось), некоторое увеличение численности
обучающихся можно связать только с последовательными шагами по пути
реструктуризации сети школ в целом, в частности, с уменьшением числа
сельских средних школ.
Приём в десятые
классы составил 39,3% от числа выпускников 9-х классов. В связи с малой
наполняемостью (3 человека) не был открыт 10 класс в Подозерской СШ, 2
выпускника этой школы продолжали обучение в Октябрьской СОШ. Комплектование
10-х классов на протяжении последних лет является достаточно серьезной
проблемой для большинства средних школ. Актуальность этого вопроса
многократно возрастает на фоне кардинальных структурных изменений в системе
образования в целом, особенно с внедрением современной модели общего
образования. В числе причин такого положения дел следует отметить
последствия реструктуризации сельских школ (основная масса выпускников
основных сельских школ продолжают обучение в системе НПО и СПО или в школах
Иванова), а также недостаточно отлаженная сеть профильного обучения.
Отрадно отметить,
что по итогам мониторинга 2006-2007 учебного года наш район стал лидером
по показателю активности и результативности участия педагогов во
всероссийских и региональных конкурсах, а также по результативности участия
учителей в конкурсе в рамках ПНПО.Этот успех закреплен в прошедшем
2007-2008 учебном году: Октябрьская средняя общеобразовательная школа,
приняв эстафету успешного участия от Седельницкой СОШ, стала победителем
конкурса инновационных школ в рамках ПНПО и получила уже федеральный грант в
размере 1 млн. рублей на реализацию своей программы развития «Создание
условий для развития творческого потенциала личности учащихся и педагогов».
Три педагога района, Кукушкина С.И., учитель французского языка и истории
Никольской ООШ, Маранова В.С., учитель русского языка и литературы
Октябрьской СОШ, Терентьева Н.Ю., учитель информатики Седельницкой СОШ,
стали победителями конкурса лучших учителей и получили денежное поощрение в
размере 100 тысяч рублей. Следует отметить несомненный успех Кукушкиной
С.И., которая добилась успеха, повторно поучаствовав в этом конкурсе. Об
активной педагогической позиции Марановой В.С., Терентьевой Н.Ю., а также
социального педагога Писцовского ДДТ Стакановой О.В. говорит их достаточно
удачное участие в областном этапе Всероссийского конкура «Педагог года
-2008» в номинациях «Учитель», «Классный руководитель», «Педагог
дополнительного образования».
Полным ходом шло
оснащение школ района современным оборудованием. В рамках реализации ПНПО и
КПМО в Комсомольские №1 и №2, Писцовскую среднюю школы района поступили
6 комплектов учебного оборудования для кабинетов русского и иностранного
языков, начальных классов.
В рамках поддержки
талантливой молодёжи ежегодной премией главы администрации по итогам
2007-2008 года награждены 18 отличников учебы из 5 школ района. Среди
награжденных впервые премию главы администрации в этом учебном году получили
лучшие ученики Седельницкой СОШ. Регулярно финансируется участие команд
школ и учреждений дополнительного образования во Всероссийских конкурсах,
призёрами и дипломантами которых неоднократно становились учащиеся
Седельницкой школы, участники театра моды «Амира-стиль» Комсомольского Дома
детского творчества.
Непросто
складывалась работа по реализации КПМО в образовательных учреждениях
района. В результате большой напряженной организаторской работы ситуация
изменилась: по части показателей были перевыполнены обязательства соглашения
2008 года. Все школы района, за исключением Комсомольской ВСШ, имеют
обновляемые сайты, на которых размещены их впервые подготовленные публичные
доклады, созданы и действуют согласно зарегистрированным уставам школьные
органы государственно - общественного управления, обладающие, в частности,
полномочиями по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда
ОУ. В соответствии с постановлением главы Комсомольского муниципального
района Комсомольские СОШ №1 и №2, Писцовская, Подозерская, Седельницкая
средние и Иваньковская основная школы получают бюджетные средства на основе
принципов НПФ, проведена большая подготовительная работа по подготовке к
переходу с 01.09.2008 года Комсомольской СОШ №2 на НСОТ. В мае 2008 года
создан муниципальный управляющий Совет по развитию образования в
Комсомольском муниципальном районе, активная работа которого начнется в
новом учебном году.
Серьезные и
результативные усилия были предприняты к выполнению обязательств, связанных
с итоговой аттестацией выпускников 9-11 классов. Удалось преодолеть
50-процентную планку по всем показателям, в т.ч., государственную
(итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ сдавали
66% выпускников 11 классов, 56% 11-классников, сдали ЕГЭ по трем и более
учебным предметам, внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую
муниципальными экзаменационными комиссиями, проходили 56% выпускников 9-х
классов.
Обязательства
по КПМО в полном объеме по 11 и 9 классам выполнили Комсомольская №2,
Марковская, Подозерская, Октябрьская средние и Иваньковская основная
школы.
Одним из наиболее
трудно выполнимых пунктов обязательств соглашения является обеспечение
требуемой наполняемости классов по городским и сельским школам. По итогам
предварительного комплектования и этот показатель нами выполнен как по
городу, с учетом вечерней школы, так и по селу, за счет более активной
работы по комплектованию старшего звена в городе и большой численности
учащихся в Писцовской и Подозерской школах. В рамках реструктуризации сети
школ в новом учебном году Марковская средняя школа становится основной.
Самыми малочисленными среди сельских школ продолжают оставаться Светиковская
средняя и Никольская основная школы, у которых в связи с этим будет
серьезно осложнен предстоящий с 1 января 2009 года переход на НСОТ.
Пока не преодолена
тенденция снижения качества знаний по итогам года: 40,5% - 39,2% – 38,4%,
хотя число второгодников снизилось с 8 до 3 человек. Анализ
показывает, что снижение качества знаний за прошедшие три года дают
начальная и старшая ступени школы соответственно: НШ –55,5% - 55,1% - 50,5%;
СШ- 42,3% - 34,3% - 31,6%, причем снижение качества знаний в начальной школе
значительнее в городе ( - 7%), чем в селе (-4%), в средней школе более
ощутимо снижение качества в школах села (-10%), чем в школах города (-8%).
Среди причин такого положения дел есть
объективные: снижение контингента, особенно на селе, недостаточный охват
дошкольным образованием, высокий удельный вес семей с низким социальным
статусом, возросшее влияние миграции населения, введение независимой оценки
результатов (ЕГЭ) и др., а также субъективные, среди которых главные –
недостаток контроля и системности в методической работе, недоработки в
предпрофильной подготовке, комплектовании классов старшего звена в связи с
профилизацией, просчеты в формировании учебных планов школ, недостаток
индивидуальной работы с одаренными детьми и детьми с проблемами в развитии и
др.) В условиях конкуренции
образовательных систем такая
тенденция должна стать предметом пристального анализа и принятия срочных
неотложных решений, среди которых постоянное обновление технологий,
ускоренное освоение инноваций, быстрая адаптация к запросам и требованиям
динамично меняющейся ситуации. Эти задачи стоят перед всеми школами района:
только Марковская и Комсомольская №2 СОШ несколько улучшили этот показатель
по сравнению с прошлым годом, но полностью преодолеть негативную тенденцию
снижения качества или стабилизировать ситуацию пока не смогла ни одна из
школ.
В 6 средних школах в прошедшем
учебном году было введено профильное обучение, в т.ч. в Писцовской и
Седельницкой - по универсальном профилю, в школах города созданы
физико-математические профильные группы, в Светикове – профильная группа
по биолого-химическому профилю, в Октябрьской СОШ апробируется профильное
обучение на основе индивидуальных учебных планов. В связи с выше
обозначенной проблемой перед средними школами стоит серьезная задача
формирования учебных планов и подготовка выпускников профильных классов и
групп к сдаче ЕГЭ.
В целом по району все учащиеся 9 и 11
классов успешно прошли государственную (итоговую) аттестацию. Качество
знаний выпускников 11 класса по результатам итоговой аттестации
составило 64%, в т.ч. по результатам ЕГЭ – 53,6%, что несколько ниже, чем
в прошлом, при этом средний балл сохранился на уровне прошлого года и
составил 3,5. В прошедшем учебном году впервые сдавали ЕГЭ выпускники
Комсомольской ВСШ, неплохие результаты (оценку «4») получили выпускники
этой школы, сдававшие ЕГЭ по русскому языку и биологии.
К положительным моментам можно отнести
результаты ЕГЭ этого года по русскому языку, обществознанию, географии и
истории России, которые в районе оказались выше среднеобластных и
среднероссийских, причем
прошлогодний успех результатов по русскому
языку и обществознанию повторился. Динамика результатов ЕГЭ за последние
три года говорит о снижении на половину числа «2» и стабилизации удельного
веса «4».
Лучшими по результатам ЕГЭ этого года оказались
Комсомольская СОШ №1 и №2 (средняя оценка 3,7), Светиковская СОШ (средняя
оценка 3,6) и Марковская школа (средняя оценка 3,5)
Выросло число выпускников 9-х классов,
выбравших новую форму итоговой аттестации (56%), качество знаний
выпускников, сдававших экзамены в новой форме, оказалось выше, чем в
традиционной – 80% против 50,6% . Лучшие результаты экзаменов в новой форме
показали Октябрьская, Седельницкая и Марковская школы.
Медалями были
отмечены 4 выпускника 11 классов Комсомольской №1 и Писцовской средних школ,
одна из них – золотая. Все медалисты успешно поступили в высшие учебные
заведения области.
По итогам участия в
областных предметных олимпиадах прошедшего учебного года мы заняли 11-14
места среди 27 районов, в первую десятку вошли наши участники по
обществознанию, истории, биологи, литературе и основам предпринимательства.
Национальный
проект затронул и воспитание – одну из важных функций образования. Современная
модель образования ориентирует образовательные учреждения на воспитание
социально- активной личности, которая обладала бы такими чертами характера,
как доброта, честность, порядочность, адекватно оценивала бы свои реальные
и потенциальные возможности, была
готова к профессиональному
самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни,
ответственно относилась к своему здоровью.
Впервые в рамках ПНПО нормативно закреплен
статус классного руководителя, и данный вид деятельности включен в структуру
заработной
платы учителя, что значительно повысило
мотивацию педагогических работников к осуществлению воспитывающей
деятельности. На выплату вознаграждения педагогам за выполнение
функций классного руководителя в районе ежемесячно направлялось 309,9 тыс.
рублей. Это позитивно сказалось на повышении
доступности общего образования, что проявилось в уменьшении числа
второгодников в образовательных учреждениях, о чем говорилось выше, все
учащиеся приступили к школьному обучению. Нельзя не отметить, что за
первое полугодие 2008 года в районе снизился по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года удельный вес подростковой преступности с 8,3% до 7,1
% при областном показателе 10%.
Еще одним из условий
повышения результативности профилактической работы стало усиление
взаимодействия и координации действий всех субъектов воспитания, включая
таких социальных партнеров, как комиссия по делам несовершеннолетних,
комитет по делам молодежи и спорта, отдел внутренних дел, территориальный
отдел социальной защиты населения, Центр занятости, ЦРБ, отдел культуры и
др. Однако на учете в КДН состоят 32 ученика школ города и района, что почти
на треть больше, чем в прошлом году. Это значит, что в предстоящем
учебном году придется многое сделать по сохранению наметившейся
положительной тенденции в профилактической работе и работе по всеобучу.
Хочу выразить благодарность за совместную работу и надеюсь на продолжение
плодотворного сотрудничества.
Современная модель
образования предполагает, как говорилось выше, широкое применение проектных
методов, открытость образования к внешним запросам. В последние годы
педагогические коллективы ОУ осваивали социальное проектирование, как один
из методов развития гражданских качеств личности, через активное участие в
акции « Я-гражданин России». Многие из проектов получили высокую оценку на
областном этапе акции, а также нашли свое воплощение в жизни: реконструкция
памятника З.Космодемьянской, обелисков погибшим воинам в с.Подозерский и
с.Светиково, обустройство сквера с фонтаном в с.Октябрьский и др.
Значительные
возможности для решения современных задач воспитания предоставляет система
дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и
освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Дополнительное
образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному
сочетанию досуга с различными формами образовательной деятельности и, как
следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему
занятости детей. В прошедшем учебном году дополнительным образованием было
охвачено около 100% учеников, которые занимались в 65 кружках и
секциях на базе школ и в 71
детском объединении 3-х учреждений дополнительного образования. О
результативности этой системы говорят бренды Комсомольского района:
экологический отряд «Хранители» Седельницкой СОШ (руководитель Смирнова
О.С.), театр моды «Амира-стиль» Комсомольского ДДТ (руководитель Белоусова
Н.Г.), театральная студия «Сердечко» Октябрьской СОШ (руководители Зарайская
Г.В., Маранова В.С.). Стали заметными и успехи наших лыжников (руководители
Брюханов С.А., Гарщук Н.И., Холомеев А.А.). Вместе с тем еще не снята
проблема вовлечения детей группы риска в сферу дополнительного образования в
связи с отсутствием базы и кадров для кружков технической направленности.
Расширение сферы
дополнительного образования, улучшение материально-технического обеспечения
учреждений дополнительного образования, повышение результативности работы
кружков и секций, увеличение вклада дополнительного образования в
построение индивидуальных образовательных траекторий – наши ближайшие
задачи.
Один из целевых
ориентиров развития образования предусматривает к 2012 году повышение до 70%
доли учащихся, занимающихся в соответствии с требованиями современных
стандартов, включая условия организации образовательного процесса.
Современные условия получения образования предусматривают полную
оснащенность образовательного процесса комплексом современного учебного и
компьютерного оборудования, укомплектованность педагогическими кадрами,
имеющими необходимую квалификацию, соответствие требованиям действующих
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и Строительных норм и
правил и другим документам, определяющим современный уровень организации
образовательного процесса.
Регион ставит еще
более сложную задачу – создать такие условия в школах области в 2010 году.
Следует отметить,
что увеличение финансирования нужд отрасли образования, особенно в
последние годы, испытывают на себе все образовательные учреждения: выросли
затраты на современную технику, учебно- наглядные пособия, оборудование и
спортивный инвентарь, обеспечение безопасности и ремонтные работы,
требующие значительных вложений. Доля расходов на образование в
консолидированном бюджете района также из года в год увеличивается. Это
позволяет вести планомерную и целенаправленную работу по улучшению
материально-технической базы учреждений образования. Но возможности
муниципального бюджета не позволят выполнить столь ответственные задачи в
указанные сроки. Оправдала себя на примере города Иваново практика
привлечения на вышеуказанные цели внебюджетных средств за счет социального
обременения бизнеса. Есть и у нас положительные примеры такого рода:
Ивановские ПГУ в текущем году оказали помощь детскому саду №5 «Теремок» в
размере 127 тыс. рублей на проведение ремонтных работ.
В соответствии с
принятой в 2007 году программой укрепления материально-технической базы ОУ
в текущем году капитально отремонтирована кровля Марковской и Писцовской
школ, оснащены технологическим оборудованием пищеблоки всех образовательных
учреждений, что позволит улучшить условия для организации горячего питания и
увеличить охват им школьников. Пока не удалось создать школьные столовые в
Октябрьской, Подозерской и Комсомольской №2 средних школах, т.к. это связано
с подготовкой проектно- сметной документации, что, в свою очередь, требует
вложения значительных финансовых средств. Большая работа была проведена по
выполнению требований органов пожарного надзора по всем образовательным
учреждениям, особенно по городским школам. В рамках разработки программы
следующего поколения особое внимание будет сосредоточено на вопросах замены
и ремонта систем жизнеобеспечения, установке современного оборудования в
санузлах, раздевалках и других школьных помещениях. Продолжает пока
оставаться проблемой оснащение образовательных учреждений района современной
учебной мебелью. А вот проблем с приобретением учебно-наглядного
оборудования нет: решить ее позволяют средства областного бюджета.
Главное во всей
этой работе – добиться, чтобы каждому ученику были созданы в каждой школе
безопасные и комфортные условия обучения и обеспечено высокое качество
образования.
В текущем году на
подготовку образовательных учреждений к новому учебному году из разных
источников было направлено 6948,8 тыс. рублей средств, в т.ч. 1 млн. руб.
на проведение текущего ремонта Комсомольской СОШ №2, как базовой. Эта работа
проводилась в более жестких условиях в отличие от предыдущих лет:
своевременному проведению ремонтов кровли Октябрьской и Марковской школ
мешали неблагоприятные погодные условия, были перенесены на середину августа
сроки приемки ОУ. Тем не менее, 1 сентября все школы района открыли двери
для своих учеников.
Доступность
качественного образования в районе продолжала повышаться для сельских
школьников через организацию подвоза. В прошедшем учебном году осуществлялся
подвоз 7 школьными автобусами 147 учащихся во все школы района. Благодаря
инициативе районной администрации, выделению средств Писцовской сельской
администрацией в новом учебном году будет открыт новый маршрут из Путиловой
Горы в Михеево. Остается нерешенной проблема качества дорог на маршрутах
школьных автобусов.
Особый акцент
в современной модели образования сделан на обновлении содержания и
технологий образования, обеспечивающих баланс фундаментальности и
компетентностного подхода. Первостепенная роль в этой работе принадлежит
информатизации системы образования и развитию информационно-коммуникационных
технологий, как одному из направлений инновационной работы, что является
важным фактором становления и развития экономики знаний.
В рамках решения
этой задачи продолжалась целенаправленная работа по оснащению
образовательных учреждений района современной компьютерной техникой: за счет
средств программы информатизации и областной субвенции в 8 школ поступило
24 единицы компьютеров и другой оргтехники.
В 2007 году
завершено подключение всех образовательных учреждений района к сети Интернет
(кроме вечерней (сменной) школы). Ресурсы сети Интернет в настоящее время
широко используются учителями при подготовке к урокам для поиска
информации, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к
единому государственному экзамену, отработки общеучебных навыков. В
последние два года организуется повышение квалификации учителей для работы
с новым учебным оборудованием, которое поступает в школы в рамках КПМО: 6
педагогов из 4 образовательных учреждений обучились на таких семинарах
работе с интерактивной доской; в связи с поступлением новых кабинетов в
школы города были направлены на обучающие семинары по работе с новым
оборудованием учителя физики городских школ.
Большая
роль в работе по овладению ИКТ и повышению уровня информационной культуры
работников образования принадлежит районному ресурсному центру. Здесь
продолжается обучение по программе «Пользователь ПК», впервые внедрены
технологии дистанционного обучения, представители всех школ района
подготовлены к работе по созданию и поддержке сайтов. Методисты РРЦ
осуществляют информационное обеспечение базы КПМО, налажен электронный
документооборот внутри школ и между ОУ района и отделом образования. В
каникулярное время организовано оказание помощи в установке лицензионного
программного обеспечения, которое поступило во все школы района в рамках
КПМО.
В течение всего года
районный ресурсный центр принимал участие в подготовке и проведение
большинства районных мероприятий, уделял
внимание подготовке к
участию в конкурсах «Мой любимый урок», школьных изданий, организовал
поддержку участия школьников района в дистанционных олимпиадах.
По итогам конкурса
электронных приложений «Мой любимый урок» областным жюри конкурса были
отмечены дипломами работы учителей Октябрьской СОШ Сураевой В.А. и Марановой
В.С.
К числу проблем в
этой работе следует отнести недостаточно высокое , (всего 83 чел.) число
учителей, свободно владеющих компьютером и другой оргтехникой, что, в
конечном счете, не позволяет им осваивать поступающее в школу новое
оборудование. Повышение информационной и коммуникативной компетенции учителя
– главная задача не только районного ресурсного центра, но и муниципальной
системы образования в целом.
Главное
действующее лицо системы образования – российский педагог.
Современная модель образования направлена:
§
на повышение социального статуса работников образования;
§
на создание современных условий для работы учителя;
§
на формирование современной системы повышения квалификации
педагогов.
Для удовлетворения
потребностей современного общества в качественном образовании от учителя
требуется заинтересованность в развитии творческого потенциала своих
учащихся, способность к инновационной деятельности, самосовершенствованию и
профессиональной активности.
Для обеспечения
перехода на новый стандарт образования ставится задача системного повышения
квалификации и переподготовки педагогических кадров. В 21 веке,
предъявляющем особенно высокие требования к компетентности и
профессионализму, значительно сокращаются сроки обновления знаний,
периодичность и интенсивность курсовой подготовки увеличивается с 1 раза в
5 лет до 1 раза в 2 года. В связи с этим данное направление деятельности
продолжает оставаться основным в работе районного методического кабинета.
Положительная динамика доли педагогов, прошедших курсы в последние три года,
обеспечивалась за счет проведения выездных курсов для самых многочисленных
категорий педагогов, а также за счет курсов дистанционного обучения, о чем
говорилось выше. В этой форме, требующей от курсанта владения ИКТ,
воспитывающей его информационную культуру, приняли участие 43 педагога из
всех без исключения образовательных учреждений района.
Хочется отметить
продуктивную работу с педагогами по своевременному прохождению курсовой
подготовки руководителей
дошкольных образовательных
учреждений, Комсомольской №1, Светиковской, Октябрьской, Писцовской
средних, Иваньковской основной школ. Это позволило уменьшить число
должников по курсовой подготовке почти вдвое. Наиболее активно посещали
проблемные семинары по актуальным вопросам учителя школ города, Октябрьской,
Писцовской, Светиковской и других школ.
Впервые в этом году
прошли подготовку эксперты региональных предметных комиссий по проверке
части «С» Единого государственного экзамена. От Комсомольского района в
состав предметных комиссий по русскому языку, истории и обществознанию,
немецкому языку и химии вошли 6 учителей высшей и первой категорий
Комсомольских СОШ №2 и №1, Октябрьской и Светиковской СОШ Голова Т.Н. ,
Маранова В.С. , Ширшин А.П., Исаев Д.Е. , Зарайская Г.В., Щегорцева Е.Б.
В связи с введением
НСОТ повышение собственной квалификации станет насущной потребностью
каждого педагога.
Серьёзные изменения
происходят в системе повышения квалификации области: с 1 января 2009 года
создается автономное образовательное учреждение «Институт развития
образования». По словам нового ректора Дмитриевой Марины Авенировны, в
деятельности института планируются существенные изменения, которые позволят
выполнить давно сформулированный нашими педагогами современный социальный
заказ на новое качество повышения квалификации, в частности, начиная с
сентября 2008 года в Ивановской области силами института начнется
переподготовка большинства руководителей учреждений общего образования с
присвоением квалификации «менеджер».
За последние три года
доля педагогов с высшей и первой категорией возросла и составляет 68%,
подавляющее большинство руководителей ОУ школ имеют высшую или первую
квалификационные категории. Такая значительная доля педагогов с высокими
категориями является резервом для обобщения и распространения
педагогического опыта работы, для повышения квалификации других педагогов
и в целом решения проблемы повышения качества образовательных услуг.
Выше отмечались
высокие показатели активности и результативности участия наших педагогов в
конкурсах различного уровня. Результаты этого года позволяют сказать, что
достигнутый уровень будет сохранен: число участников районных конкурсов
«Педагог года», «Самый «классный» классный» и других выросло, в т.ч , за
счет участия воспитателей ДОУ.
С целью привлечения
молодых специалистов в ОУ района настала необходимость разработки
муниципальной целевой программы «Кадры», которая потребует вложения
значительных материальных ресурсов: достаточно сказать, что уже не первый
год ОУ испытывают потребность в учителях иностранного языка, истории,
физкультуры, информатики, воспитателей ДОУ.
При формировании
современной модели пристальное внимание уделяется дошкольному образованию,
вклад которого в инновационные процессы должен достигаться на основе
гибкости и многообразия форм предоставления услуг, поддержки и более полного
использования образовательного потенциала семей.
Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то,
каким будет качество последующих уровней системы образования. Поэтому поиск
путей улучшения системы управления качеством образования в дошкольных
образовательных учреждениях является социально-значимой проблемой.
Самостоятельным элементом современной модели образования становится
система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). В связи с этим планируется
создание специальных служб педагогической поддержки раннего семейного
воспитания и разработка целевых программ сопровождения детей из семей группы
риска. Для эффективной реализации этих программ будут разработаны
специальные методические рекомендации субъектам Российской Федерации,
муниципалитетам и образовательным учреждениям.
Для массового охвата дошкольным образованием государство будет
поддерживать многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые
организациями различной формы собственности. В рамках данных программ особое
внимание будет уделено выявлению одаренности и возможных трудностей в
развитии.
В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет
добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и
значительного повышения качественных результатов начального образования.
Следующим, не менее важным элементом современной модели образования
становится предшкольное образование (4-6 лет). Сегодня предшкольное
образование существует, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко
стандартизованной услугой. При этом подготовка к следующему этапу обучения
строится как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад.
Современная модель образования предполагает
высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых
способностей детей, использование которых способствует формированию уже в
3-6 лет таких ключевых для сегодняшнего общества качеств, как креативность,
способность к поиску знаний. Использование этих технологий требует
высокой квалификации воспитателей – педагогов. В ближайшие четыре года
предполагается провести модернизацию технологий дошкольного образования, а
затем – переподготовку воспитателей.
В дальнейшем для расширения охвата
разнообразными услугами дошкольного образования предполагается привлекать
организации различной формы собственности. Государственно – частное
партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого
финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает
возможность получения бюджетного финансирования негосударственными
организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.
При этом принципиальным требованием к новой схеме
оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных
программ, их «подстраиваемость »под различные потребности семей.
Сеть дошкольных учреждений в Комсомольском
муниципальном районе представлена 7 детскими садами и 4 дошкольными
группами на базе Светиковской СОШ, Марковской и Никольской ООШ и
Даниловского подразделения Иваньковской ООШ.
Дошкольным образованием охвачено 599 человек, что составляет 63,2% от общего
количества детей в возрасте с 1 года до 7 лет. Практически все ДОУ
укомплектованы детьми ясельного возраста.
По-прежнему остро стоит вопрос с устройством детей в детские сады. Эта
проблема становится актуальной не только для города, но и для сельской
местности (с. Писцово, с. Марково, д. Иваньково). На сегодняшний день число
неудовлетворенных заявлений – 101 по городу, 30 – в сельской местности.
Наибольшее число очередников на устройство в дошкольное учреждение (70
человек) - это именно дети раннего возраста, т.е. дети до 3-х лет. Для
удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования
необходимо расширять сеть дошкольных учреждений. В этом направлении
администрацией Комсомольского муниципального района предпринято немало
шагов: открыта третья группа ясельного возраста в детском саду №9»Рябинка»
с. Октябрьский, готовится к принятию детей вторая группа ясельного возраста
в детском саду №32 «Аленький цветочек» с.Писцово, в стадии завершения
экспертизы находится проектно-сметная документация на строительство нового
детского сада в г. Комсомольске на 140 мест, положительно решен вопрос
передачи в муниципальную собственность здания бывшего детского дома, которое
будет переоборудовано под детский сад (на эти цели требуются дополнительные
средства).
Продолжает укрепляться материально-техническое оснащение ДОУ: практически
завершена замена технологического оборудования пищеблоков, капитально
отремонтирована кровля в детских садах №5 и №1. Значительно изменился облик
территорий всех дошкольных учреждений.
Изменилась ситуация с питанием детей в ДОУ
района: его стоимость выросла с 21-22 руб. в 2007 году до 28 -30 руб. в 2008
году, но для выполнения натуральных норм питания этих средств, к
сожалению, недостаточно. Анализ заболеваемости детей в дошкольных
образовательных учреждениях показал, что уровень заболеваемости по сравнению
с прошлым
годом несколько снизился с 18,6 до 17,7 детодней на одного ребенка.
Еще не снят с повестки дня вопрос лицензирования дошкольных учреждений.
В числе приоритетных направлений деятельности
дошкольных образовательных учреждений района продолжает оставаться работа с
творчески одаренными детьми: стало традиционным проведение районного
смотра- конкурса «Золотой улей», олимпиады среди дошкольников «Умники и
умницы».
Завершая
свое выступление, хочу сказать, что значимые аспекты внедрения современной
модели образования предстоит обсудить всем педагогическим коллективам
района. Задача отдела образования на предстоящий учебный год – разработать и
начать реализацию комплексного плана реализации современной модели
образования в Комсомольском муниципальном районе на 2009-2011 годы.
Уважаемые
коллеги!
Совсем недавно
прозвенел первый школьный звонок, который возвестил о начале 2008-2009
учебного года. Примите мои самые теплые и искренние поздравления с началом
нового учебного года! Пусть он станет для вас годом свершений и открытий,
смелых идей и экспериментов, добрых начинаний и надежд на лучшее будущее.
Искренне желаю
педагогам активной, плодотворной работы, реализации намеченных творческих
планов, профессионального роста, здоровья и благополучия, а вашим маленьким
или уже почти взрослым воспитанникам – больших успехов учебе, неугасаемого
стремления к новым знаниям!
Успехов и
многочисленных побед вам в новом учебном году!
|