Телефон: 8(49352)2-17-59; Факс: 8(49352)2-17-59; E-mail: oogk@mail.ru

 

 

 

 

главнаяобщеобразовательные учрежденияструктурные подразделенияодаренные детисотрудникидокументы

 

Д  о  к  л  а  д

на тему «Основные направления и пути реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Комсомольском муниципальном районе».

 

Уважаемые коллеги!

   Вопросы развития образования на сегодняшний день становятся актуальными не только в школьных коридорах и узких педагогических сообществах. Сегодня развитие образования – это тема обсуждения в самых высоких политических кругах. Сам президент нашей страны рассматривает систему образования, как основу развития государства, уверен, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом. Напоминаем, что 5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию Дмитрием Медведевым были озвучены основные направления стратегии развития образования. "Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" - заявил глава государства 5 ноября.

Президентская инициатива «Наша новая школа» родилась не на пустом месте.

 Во-первых, она подготовлена трехлетним опытом реализации приоритетного национального проекта «Образование», ориентированным прежде всего на поддержку лучших учителей и лучших школ России. Кроме того, в ней объединены многие проекты, реализующиеся на протяжении последних лет в рамках Федеральной целевой программы развития образования («Одаренные дети», «Здоровьесберегающие технологии в школе», «Повышение квалификации педагогов», «Новые системы оплаты труда», «Нормативно-подушевое финансирование»). Разумеется, есть и новые направления, в первую очередь касающиеся преодоления ветхости российских школ в прямом и переносном смысле.

 Президентская инициатива «Наша новая школа» включает пять ключевых направлений:

Обновление образовательных стандартов

Система поддержки талантливых детей
Развитие учительского потенциала

Современная школьная инфраструктура

Здоровье школьников

Обновление образовательных стандартов.
Впервые к стандартам предъявляются три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Среди требований к результатам в проекте инициативы обозначены главными умение учиться, опора на передовую науку и закономерности возрастного развития.

В то же время в структуре обновленных стандартов достойное место займет вариативная часть и «неаудиторная занятость» — различного рода творческие занятия, спортивные секции, кружки. Все это можно будет найти в школе, что существенно облегчит жизнь и сэкономит время не только детям, но и их родителям. Чтобы школа вышла на качественно новый уровень образования, необходимы определенные условия реализации образовательных программ, их теперь впервые пропишут в обновленных стандартах.

Как обозначено в проекте президентской инициативы, «следует установить такие требования к условиям, которые бы обеспечивали опережающее развитие современной образовательной инфраструктуры». К условиям реализации образовательных программ, помимо оснащения школ, относятся также вопросы привлечения к работе талантливых педагогов, внедрения эффективных методов финансирования образовательных услуг.
Внедрение обновленных стандартов невозможно без адекватной обратной связи — системы качества образования. Школе предстоит развивать оценку качества при переходе с одной ступени на другую (Уже в прошедшем году впервые ученики четвертых классов сдавали итоговые контрольные работы в тестовой форме и проводилась их  независимая экспертиза), а также  вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая общественно-профессиональную экспертизу.

Система образования Комсомольского муниципального района имеет положительный опыт в разработке критериев качества образования и их апробации на разных уровнях; на протяжении последних лет ведется мониторинг качества образования, что позволяет точнее проводить анализ и определять направление развития.

 Каковы же результаты работы в прошедшем учебном году, какой курс развития необходимо избрать, чтобы сохранить положительную динамику развития?

В районе функционировало 10 общеобразовательных школ с контингентом 1476 человек  и 1 вечерняя (сменная) школа, в которой обучалось 104 человека. По - прежнему наблюдается уменьшение числа учащихся в районе, что явилось причиной реструктаризации школ, а именно вечерняя (сменная) школа стала структурным подразделением Светиковской средней школы. Радует факт стабилизации контингентов в начальной школы (550 – 541 – 539), обеспеченный за счет городских школ (+11 человек). Наблюдается снижение контингентов по всем ступеням обучения в сельских школах, в городе наиболее выражено по основной и старшей школе.

Прием в десятые классы по результатам предварительного комплектования вырос в этом году до 55% от числа выпускников в сравнении с прошлогодним  42,7% и 39,2%. Этот скачек можно объяснить изменившимися условиями сдачи ЕГЭ, а значит уменьшением риска получить неудовлетворительные отметки на государственном экзамене.

Современная система образования позволяет школам очень гибко изменять учебный план для индивидуализации обучения. Например, следует отметить положительный опыт Подозёрской и Октябрьской средних школ, где уже второй год комплектуется единый профильный 10 класс, который будет функционировать в рамках сетевого взаимодействия данных школ на основе сетевого учебного плана. Профилизация будет обеспечена за счет формирования индивидуальных учебных планов учащихся. Результатом этого взаимодействия можно считать успешную итоговую аттестацию выпускников этих школ.   В целом комплектование 10-х классов на протяжении последних лет продолжает оставаться достаточно серьезной проблемой для большинства средних школ.

Качество знаний изменилось по итогам года в сторону положительных  значений: 39,2%- 38,4% - 39%, а число второгодников осталось прежним. Рост качества знаний обеспечен за счет начальной  и основной ступеней: НШ – 50,5% - 51,4%; ОН – 35,4% - 35,9%. В средней школе ощутимое снижение качества (34,3% - 31,6% - 26,7%) вызвано штатным режимом ЕГЭ, а также недостаточно эффективной подготовкой к итоговой аттестации (Писцовская СОШ, Комсомольская ВСШ). В ряде других причин можно назвать:

-  снижение контингента, особенно на селе, что исключает отбор учащихся в профильные группы;

- недостаток контроля и системности в методической работе разных уровней;

- недостаток индивидуальной  работы с детьми;

- высокий удельный вес семей с низким социальным статусом.

 

Государственную итоговую аттестацию в прошедшем учебном году проходили 213 выпускников 9 класса и 73 (+22 ВСШ) выпускников 11(12) классов. Все выпускники 9 класса (100%) и 72 (+22 ВСШ) выпускника  11 (12) классов, что составляет  98,6%(с ВСШ – 87%)  получили документы государственного образца.

В этом году все учащиеся 9 классов сдавали математику и русский язык в новой форме. 91,2% выпускников успешно сдали экзамены (остальные пересдавали в традиционной форме), качество знаний составило 47%, что значительно ниже, чем в прошлом учебном году – 80%.

 Данный факт выявила независимая система оценивания.  Можно предположить причины:  отсутствие единых требований к школьным отметкам и высокой долей  субъективизма  при оценивании учеников.

 Выше среднего по району по математике и русскому языку показатели у Седельницкой, Светиковской, Октябрьской, Подозерской и Комсомольской школе №2.

Выпускники 11 класса этого года впервые сдавали ЕГЭ по всем предметам в штатном режиме.

Необходимо отметить, что математика и русский язык были обязательными предметами для всех учащихся. Остальные предметы можно было не сдавать вообще или сдавать в любом количестве, что определил сам выпускник.

С ЕГЭ по русскому языку справились 93% учащихся.

По математике – 92%.

Все учащиеся (100%) справились с ЕГЭ по информатике, литературе, английскому и французскому языкам, химии, физике, истории. По числу справившихся с ЕГЭ результаты в районе лучше, чем в области по биологии, информатике, литературе, английскому и французскому языкам, обществознанию, истории, физике и химии. Средний балл выше областного показателя по биологии и литературе.

Лучшие качественные показатели ЕГЭ в прошедшем учебном году имеют: Октябрьская СОШ, Комсомольская СОШ №2, Светиковская СОШ.

  Серебряными медалями были отмечены 2 выпускницы ( Комсомольской СОШ №2 и Октябрьской СОШ). Все медалисты успешно поступили в высшие учебные заведения области.

 

Президентская инициатива не оставила без внимания систему поддержки талантливых детей.
Примечательно, что одно из положений «Нашей новой школы» касается выявления и поддержки талантов. В проекте президентской инициативы обозначено два направления, в рамках которых будут поддерживать талантливых ребят — «необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят». Общая среда — это общеобразовательная школа, где предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений ребят (ученические портфолио). Широкое распространение должны получить заочные и очно-заочные школы для старшеклассников независимо от места их проживания для освоения программ профильного обучения, а также слеты одаренных детей.

В системе образования Комсомольского муниципального района уже реализуется программа «Одаренные дети», существуют аналогичные и школьные программы. Учащиеся района ежегодно участвуют в 3 этапе Всероссийской школьной олимпиады. Два года подряд ученики района становятся победителями 3 этапа олимпиады по обществознанию, в 2009году – ученица Комсомольской СОШ№2 Захарова Гуля стала призером 4 этапа олимпиады по обществознанию, который проходил в г.Белгороде. По итогам областных олимпиад прошедшего учебного года мы заняли 11 – 14 места среди 27 районов, в первую десятку вошли наши участники по обществознанию, литературе, французскому языку, физической культуре.

В рамках поддержки талантливой молодежи ежегодной премией главы администрации по итогам 2008 – 2009 года будут награждены 15 отличников учебы из 5 школ района. Регулярно  финансируется участие команд школ и учреждений дополнительного образования во Всероссийских конкурсах, призерами и дипломантами которых стали в истекшем учебном году учащиеся  Седельницкой, Октябрьской средних школ, участники театра моды «Амира – стиль» Дома детского творчества г. Комсомольска.

Учителя района не первый год формируют ученические портфолио, на базе досугового центра «Спектр» в связи с реализацией целевой программы «Развитие образования Ивановской области 2007-2009» в разделе  создания  системы повышения квалификации работников образования  в дистанционной форме педагоги всех образовательных учреждений района проходят  курсы повышения квалификации  в форме дистанта. Воспитанники спортивной школы заняли  I  место в  областной спартакиаде школьников по лыжным гонкам.


Развитие учительского потенциала – одно из самых важных направлений президентской инициативы.
Ключевое понятие «Нашей новой школы» — фигура учителя. Без него невозможна реализация никаких реформ. Именно от учителя зависит, какой будет Россия. Проект инициативы предусматривает «внедрение системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших учителей и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми». Совершенствование оплаты труда — один из важнейших механизмов развития учительского потенциала. Разработчики инициативы считают наиболее приемлемыми новые системы оплаты труда педагогов, ориентированные на результат. Сейчас по этим системам работают 34 региона России(в том числе Ивановская область), в течение трех лет планируется перевести на них всех учителей страны.

В Комсомольском муниципальном районе в рамках регионального эксперимента на новую систему оплаты труда с 01 сентября 2008 года  перешла МОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2. Стимулирующий фонд оплаты труда составил - 20  % от общего фонда оплаты труда. Средняя заработная плата педагогов составила 7912,43 рубля. Увеличение заработной платы педагогов по отношению к прежней системе оплаты труда составило 45,5%. За год работы в рамках эксперимента по НСОТ совершенствовался механизм распределения стимулирующей части  педагогов. Активную позицию в этом вопросе занимают профсоюзные организации. С 01 января 2009г. все остальные школы перешли на новую систему оплаты труда, но по другой методике расчета.

 С 1 сентября 2009 года на модельную методику расчета  переходят ещё три школы: МОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1, МОУ Писцовская средняя общеобразовательная  школа  и МОУ Подозерская средняя общеобразовательная школа.

 Комсомольский муниципальный район ежегодно представляет педагогов на конкурс лучших учителей России (в 2007 году – 2 педагога, в 2008 году – 3 педагога). В 2009 году в данном конкурсе участвовало 5 педагогов из 4 школ, 2 из них стали победителями конкурса: Кашихина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы Подозерской СОШ, Мясникова Ирина Николаевна, учитель французского языка той же Подозерской СОШ.

Три педагога принимали участие в областном этапе конкурса «Педагог года – 2009», победителем конкурса в номинации «Педагог – психолог» стала Ермакова Елена Александровна, педагог – психолог Октябрьской СОШ. В конкурсе школ, внедряющих инновационные программы, приняла участие Комсомольская школа №2.

 

 

 Особая роль в проекте инициативы отводится педагогическому образованию и повышению квалификации педагогов. Примечательно, что в инициативе предусматривается привлечение в школы людей с базовым непедагогическим образованием с дальнейшей их переподготовкой. Кроме того, современному учителю не обойтись без знания информационных технологий и умения использовать их в преподавании своего предмета.
Подготовка учителя во многом зависит от системы современного педагогического образования. Так, при формировании проекта инициативы были предложения присоединить педвузы к классическим университетам для повышения качества подготовки педагогов в них. Планируется также усилить психолого-педагогическую подготовку будущих учителей, сделать акцент на освоение инновационных программ бакалавриата и магистратуры. Кроме того, педпрактику предлагается проводить в школах, где реализуются инновационные программы развития, чтобы будущие учителя действительно могли чему-то научиться. Среди принципиальных моментов в пункте «развитие учительского потенциала» — обновление системы аттестации и квалификационных требований. Отдел образования Комсомольского муниципального района уже не первый год практикует обучение педагогов в дистанционной форме. В этом году планируется освоить ещё один новый способ обучения – по модульно-накопительной модели повышения квалификации.

Современная школьная инфраструктура
«Российская школа не должна быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле» — эти слова президента страны, по сути, касаются не только необходимости создания современной инфраструктуры школ с оборудованными медпунктами, столовыми, спортзалами, медиацентрами, лабораториями, но и выдвигают новые принципы работы школ. Важнейшие из них — переход на подушевое финансирование и новую систему оплаты труда, внедрение в школьную практику управляющих советов, а также отработка моделей деятельности автономных учреждений.

 Безусловно, должен быть установлен новый порядок проектирования, строительства и формирования материально-технической базы школ. Принципиальное требование сегодняшнего дня — обновление СанПиНов, безопасность и комфортность пребывания ребенка в школьных стенах.

В рамках ПНПО и КПМО в образовательные учреждения поступило 10 комплектов современного оборудования на 1,9 миллиона рублей.  Произведены работы по расширению локальных сетей в школах на сумму 43 тыс. рублей. Установлен 1 интерактивный комплекс. На один компьютер приходится 16,2 учащихся (против 18 в 2007 году). Идет модернизация компьютерного оборудования и расширение локальных сетей, обновляется программное обеспечение.

К началу учебного года в рамках областной и районной программ по пожарной безопасности были проведены большие объемы строительных работ в образовательных учреждениях  на общую сумму около трех миллионов рублей.

 В микрорайоне «транспорта» ведутся строительные работы по открытию нового детского сада «Березка» на общую сумму из  районного бюджета семь миллионов рублей.

В прошедшем учебном году были оснащены технологическим оборудованием пищеблоки всех образовательных учреждений на общую сумму 431 тысяча рублей, что позволило улучшить условия для организации горячего питания школьников.

В соответствии с районной программой «Здоровье школьника» мы взяли на себя обязательства по реконструкции пищеблоков в следующем учебном году в ряде крупных школ.

 

Здоровье школьников.
Забота о здоровье школьников становится одним из важнейших приоритетов «Нашей новой школы». Причем работу по этому пункту президентской инициативы планируется вести по нескольким направлениям. Традиционный — борьба за снижение количества часов. Новый учебный год 55,5 % учащихся начальной школы Комсомольского района начнут по пятидневной учебной неделе. Разработана тенденция перехода в ближайшие годы  на пятидневную учебную неделю не только учащихся начальной школы, но и среднего звена.

Другое направление -  предлагается повысить заинтересованность ребят в учебе, расширить проектную деятельность на уроках, широко использовать в школьной практике здоровьесберегающие технологии, а также увеличить количество социальных практик, что должно сделать обучение более увлекательным, а следовательно, положительно влияющим на здоровье школьника.

 Кроме того, в новой школе к каждому ученику должен быть индивидуальный подход, чем, впрочем, уже давно могут гордиться инновационные российские школы. В рамках этого подхода планируется диспансеризация всех школьников, наличие карты здоровья у каждого ребенка, создание стимулов для здорового образа жизни и жесткий индивидуальный контроль за здоровьем каждого.

На сегодняшний день в районе остается острым вопрос медицинского обслуживания школьников. Из – за снижения контингента сокращаются в школах ставки медицинских сестер, которые ведут профилактическую работу и оказывают первую медицинскую помощь. Медицинские кабинеты имеются не во всех школах, даже при их наличии они не соответствуют правилам лицензирования школьных медицинских кабинетов. Исключением является базовая Комсомольская школа №2, где в 2008 году был произведен капитальный ремонт медицинского кабинета, а в 2009 году он был наполнен необходимым содержанием из средств районного и областного бюджета, в 2010 году будет проходить лицензирование.

 

На протяжении нескольких лет ведется работа по реализации КПМО в общеобразовательных учреждениях района. По ряду показателей обязательства выполнены: все школы имеют регулярно обновляемые сайты, действуют школьные органы государственно – общественного управления.  Активно работал муниципальный управляющий совет по развитию образования в Комсомольском муниципальном районе, наделенный полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений.

Серьезные и результативные усилия были предприняты к выполнению обязательств, связанных с итоговой аттестацией выпускников 9 -11 классов.

97% 11- классников сдали ЕГЭ по трем и боле предметам(без учета выпускников вечерней школы).

98% выпускников 9-х классов прошли внешнюю независимую итоговую аттестацию.

   Обязательства КПМО в полном объеме по 9 и 11 классам выполнили все школы, кроме Писцовской, Комсомольской №1 и №2 средних школ.

Одним из наиболее трудно выполнимых пунктов обязательств соглашения продолжает оставаться обеспечение требуемой наполняемости классов по городским и сельским школам. По итогам предварительного комплектования этот показатель нами выполнен только по селу (12,2 против 11 по соглашению) за счет большой численности учащихся в Писцовской и Подозерской школах и с учетом вечерней школы. Самой малочисленной среди сельских школ продолжает оставаться Никольская основная школа.  Показатель средней наполняемости классов по городу составил 23,9 против 24,4 по соглашению.

   При реализации новой президентской инициативы пристальное внимание будет уделяться дошкольному образованию, вклад которого в инновационные процессы должен достигаться на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг, поддержки и более полного использования образовательного потенциала семей.

   Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то, каким будет качество последующих уровней системы образования. Поэтому поиск путей улучшения системы управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях является социально – значимой проблемой.

   Не менее важным элементом современной модели образования становится предшкольное образование (4-6 лет). Сегодня  предшкольное образование существует в рамках дошкольных учреждений и  дополнительного образования. Необходимо отметить положительный опыт коллектива  Комсомольского Дома детского творчества по реализации предшкольного  обучения и приложить усилия по распространению этих наработок.

   Для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования обсуждается вопрос перехода городского детского сада №1 в автономное учреждение.

   Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей, использование которых способствует формированию уже в 3-6 лет таких ключевых для сегодняшнего общества качеств, как креативность, способность к поиску знаний. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов.

   Сеть дошкольных учреждений в Комсомольском муниципальном районе представлена 7 детскими садами и 4 дошкольными группами на базе Светиковской СОШ, Марковской, Никольской ООШ и Даниловского подразделения Иваньковской ООШ. В начале учебного года Даниловское подразделение из-за уменьшения контингента будет расформировано (детей примет городской сад №3 «Березка»).

   Дошкольным образованием охвачено 620 человек, что составляет 67% от общего числа детей в возрасте с 1 года до 7 лет. Все дошкольные учреждения укомплектованы детьми.

   По – прежнему остро стоит вопрос с устройством детей в детские сады. Эта проблема становится актуальной не только для города, но и для сельской местности (с. Писцово, с. Марково, д. Иваньково). На сегодняшний день число неудовлетворенных заявлений - 155 по городу, 59 – в сельской местности. С открытием детского сада №3 «Березка» на 60 мест  эта проблема частично  будет решена.

   Продолжает укрепляться материально – техническое оснащение ДОУ. Завершена замена технологического оборудования пищеблоков, проведена реконструкция пищеблока  и часть электропроводки в Писцовском детском саду №17 «Белочка», отремонтирована кровля в детском саду  №9 «Рябинка», произведена замена электропроводки в одном из зданий  городского детского сада  №1 «Радуга», отремонтировано помещение для хранения продуктов в детском саду №7 «Ромашка».

  Проведенные мероприятия позволяют некоторым  дошкольным учреждениям готовить пакет документов для лицензирования. В настоящий момент не все детские сады имеют лицензию. Этот вопрос является основным – подготовить учреждения дошкольного образования к лицензированию, на что потребуются не только управленческие решения, но значительные финансовые вложения.

 

 

 Таким образом, президентская инициатива «Наша новая школа» будет реализовываться в системе образования Комсомольского муниципального района. Она найдет отражение в главных стратегических документах учреждений, будет обсуждаться в педагогических коллективах, общественностью. Уже никто не сомневается, что престиж учительской профессии надо поднимать делами.

  

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz